По карте Турции, составленной советским Генштабом в 1980 году, даже сейчас очень удобно путешествовать. Советские военные знали толк в картографии: рельеф полностью соответствует действительности, не упущен ни один ручей или скотный двор. Ведь предполагаемого противника, да еще и члена НАТО, нужно было знать в лицо.
Правда, есть одно но: такая карта подойдет только туристу, отправившемуся в горы с рюкзаком, но никак не автолюбителю или обычному отдыхающему. Средиземноморское побережье на ней выглядит как дикая пустыня. Анталия – небольшой городок. Кемер – несколько домиков. Курорта Патара, популярного среди турок и западных европейцев, но почти неизвестного среди русских, на карте нет вообще. А к солидному участку побережья не ведет ни одна асфальтовая дорога.
Глядя на рассекреченные листы "генштабовки" и сравнивая их с реальностью, понимаешь, чем Турция выигрывает у Крыма. В то время, когда Крымский полуостров уже принимал счастливых обладателей профсоюзных санаторных путевок, на Ликийском полуострове не было вообще ничего. Поэтому перед турками стояла задача создать туристический рай на голом месте, ничего предварительно не разрушая "до основанья".
Построить с нуля всегда проще, чем сломать что-то существующее. А вдруг старое еще послужит? Повременить с покупкой автобуса с кондиционером – авось старенькая "Шкода" еще годик побегает по самой длинной троллейбусной линии в мире. Залатать ямы на старой узкой автотрассе, не ломая голову, как построить новый автобан и, не дай боже, не зацепить ведомственную дачу. Просто обшить вагонкой обшарпанный санаторий "Солнышко" – глядишь и получится из него пятизвездочный Solnyshko Spa Resort.
Но советская инфраструктура – еще полбеды. Сломать камни не проблема. Другое дело – сломать традиции и стандарты, прочно въевшиеся в головы ветеранов крымского санаторного хозяйства и успешно передающиеся по наследству новому поколению бизнесменов от туризма.
Турки же изначально приучены к гостям, у которых есть выбор: за немцев или голландцев нужно бороться. Этим ребятам душ с горячей водой нужен даже в демократичном кемпинге, где они живут в скромных палатках. Там же желателен Wi-Fi и розетка для подзарядки ноутбука.
"Вы не люди, вы – туристы", – сказал как-то крымский маршруточник моим знакомым пешим туристам, увидев их рюкзаки (в общем-то не сильно большие). Турку такое хамство не приснится в страшном сне. Отсек для крупного багажа, детских колясок или велосипедов есть даже в обычном рейсовом автобусе, идущем из аэропорта Анталии в центр.
Да-да, в аэропорт Анталии можно добраться не только на такси, как часто уверяют русских. У западных туристов должен быть выбор, а потому туда ходит и автобус-экспресс, и обычный рейсовый автобус. Остановки в нем не объявляют (зачем иностранцам объявления на турецком?) – в салоне есть электронная карта города, где с помощью GPS-навигатора показывается текущее местонахождение.
Каков же вывод? Да здравствует Турция? Вовсе нет. Лично я – за Крым. Природные пейзажи там не хуже средиземноморских. А отелей-клоповников по неоправданно завышенным ценам, за которые так критикуют Крым, хватает и в Турции.
Тем более, у полуострова есть возможность повторить турецкий путь. Ведь добрая половина крымского побережья в советское время была занята военными полигонами, а потому сохранилась в первозданном виде. Отличный шанс начать с нуля!
Дмитрий Слинько – редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус