Мнение: Сняли ответственность
Власть корректно намекает, что скоро всем будет плохо, но не по ее вине
В разгар отпусков премьер-министр Николай Азаров встряхнул расслабившийся от невыносимой жары электорат сенсационным заявлением: скоро Украину может накрыть новой волной мирового экономического кризиса. "Страну нужно готовить к любому сценарию. Сегодня как никогда мы ориентированы на собственные силы и внутренние ресурсы", – с присущей ему прямотой предупредил премьер. Понять, что навеяло недавно отдохнувшему чиновнику такие мрачные мысли, несложно. Мировую экономику лихорадит, США пугают дефолтом, а старая добрая Европа с трудом спасает свою валюту, вливая огромные суммы в реанимацию бедствующей и оттого бунтующей Греции.
Не понятно только одно: зачем власть, которая до недавних пор изо всех сил убеждала электорат в стабильности и процветании отечественной экономики, теперь сама сеет панику? Ответ очевиден: она загодя намекает особо непонятливым, что скоро всем будет очень плохо, но она тут ни при чем.
Почти полгода назад, когда регионалы отчитывались о первых двенадцати месяцах своего правления, украин-ская экономика цвела, причем таким буйным цветом, что президент и премьер даже не могли определиться с цифрами. Азаров утверждал, что в минувшем году ВВП подрос на 4,1%, а Янукович – что на все 5%. Небывалая экономическая стабильность привлекла в страну иноземных толстосумов, и всего за год объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 11%.
Но когда время подведения первых итогов закончилось, оптимистичная информационная картинка стала меняться. Уважаемые и не очень экономические эксперты с экранов стали размышлять о том, что дела в отечественной экономике идут неважно. Да что там неважно, из рук вон плохо. Бывший министр финансов Виктор Пинзеник четко заявил, что с назревшими экономическими проблемами Украина сама уже не справится. Для этого ей как воздух нужны кредиты МВФ. Но получить эти деньги под честное слово и клятвенные обещания скорых реформ уже не получится. Правительству в обмен на посильную помощь западных коллег придется залатать дыры в казне. Образно говоря, ожиревший до безобразия госбюджет должен срочно похудеть. Но времени на длительный и болезненный процесс, который при нормальных условиях должен проходить под наблюдением врачей, то есть опытных экономистов, у правительства нет. Власти придется резать по живому, не оглядываясь на фатальные для всего государственного организма последствия.
Масла в огонь подлили и прогнозы о том, что планы парламента по ограничению валютных операций на внутреннем рынке приведут к повторению в Украине белорусского сценария.
Впрочем, подобные апокалиптические прогнозы можно было бы если не игнорировать, то по крайней мере не слишком им доверять. Пинзеник несколько лет назад уже пугал правительство Юлии Тимошенко обвалом экономики. Но, видимо, на этот раз он гораздо ближе к правде. По крайней мере, нынешняя власть, в отличие от предыдущей, устами Азарова сама признает, что в скором будущем ситуация может измениться не в лучшую сторону. Правда, возможные будущие экономические потрясения она списывает на далекие США и неблизкую Грецию, но это уже нюансы, особенно для простых избирателей. Им, по большому счету, все равно, из-за кого повысят коммунальные тарифы или отменят доплаты к мизерным пенсиям. Главное, что повысят и отменят.
А вот самой власти не все равно. Она точно знает, что на ближайших парламентских выборах ей придется отвечать и за тарифы, и за надбавки, и за маленькие пенсии. Так уж лучше списать все это на американцев и греков, чем на самих себя.
Но этот трюк правительству вряд ли удастся. Для того чтобы ему поверили, недостаточно просто кивать на внешнюю конъюнктуру, нужно что-то делать самому. К примеру, отказаться от льгот, пересесть с дорогих иномарок на социальные автомобили и, главное, начать бороться с коррупцией. Правда, тут у регионалов уже есть определенные успехи. По подозрению во взятке в особо крупных размерах в столичное СИЗО угодил экс-глава Госфинуслуг Василий Волга. Чем не победа? Да еще и не над политическим конкурентом, вроде Юрия Луценко, а почти своим. Но одного Волги для того, чтобы убедить электорат в желании победить коррупцию, мало. Для этого нужно браться за самых родных и близких. Конечно, рубить их головы сложнее, чем пенять на бедных греков, но тогда власти по крайней мере поверят.
Андрей Золотарев, политтехнолог