Мнение: Дайте джазу

Фестиваль – это не просто праздник, попытка заглянуть в головы молодых и талантливых людей, а также предъявить миру ту Украину, в которой мы хотим жить, пишет в своем блоге на Фокус.ua организатор и идейный вдохновитель фестиваля Джаз Коктебель Лилия Млинарич

В этом году к команде Джаз Коктебеля обратилось эстонское Министерство культуры. Нас попросили включить в программу эстонский проект Триафоникс. Программа уже была согласована, поэтому куратор пообещала связаться, когда мы будет готовить следующей проект. Ради приличия она решила разузнать причину интереса эстонцев к крымскому фестивалю. Оказалось, что Таллинн борется за звание культурной столицы Евросоюза. Для того чтобы считаться культурной столицей в городе должно работать много актуальных и востребованных на мировом уровне артистов – (английское artist – от художника до ви-джея). Доказательством востребованности является посещение крупнейших фестивалей, перечь которых, естественно, прилагается к условиям конкурса.

Когда мы с командой единомышленников задумывали этот проект, то главный мотив звучал так: мы хотим создать культурную среду для себя, своих детей и друзей

Хорошая новость: чиновники Евросоюза считают Джаз Коктебель одним из самых крупных и значимых восточно-европейских фестивалей. В такие моменты я вспоминаю, как все начиналось. Девять лет назад мысль о том, что фестиваль в Коктебеле может пойти по пути культового фестиваля в Монтре казалась невероятной. Бессменный директор швейцарского фестиваля Клод Нобс придумал это мероприятие в 1967 году с одной лишь целью – повысить туристическую привлекательность тихой курортной деревушки у подножья Альп. Сейчас в Монтре проводиться масса различных фестивалей. Тут построена великолепная инфраструктура, огромный концерт-холл, которому могла бы позавидовать любая из европейских столиц, претендующих на звание "культурной". Но главным событием года все-таки остается Montreux Jazz Festival. В прошлом году в Монтре на джаз съехалось 200 тысяч гостей, для сравнения на Джаз Коктебель – 30 тысяч. Большая разница, но не настолько, чтобы мы переживали.

Когда мы с командой единомышленников – вождем нашего племени был Дмитрий Киселев, большой друг фестиваля, – задумывали этот проект, то главный мотив звучал так: мы хотим создать культурную среду для себя, своих детей и друзей. Тогда никто не думал про 30 тысяч. Много лет подряд мы вкладывали в этот проект свои деньги. До недавних пор фестиваль был бесплатным. Сейчас в таком формате работают дневные сцены, а вот на вечерние концерты билеты продаются. И хотя часть публики нас за это критикует, мы должны признаться, что не имеем тех средств, которые нужны для развития фестиваля.

У нас принято недоверчиво относиться ко всему хорошему, что происходит вокруг. Обычно люди используют одну из двух распространенных фраз, которые, на их взгляд, многое объясняют: "это кому-то выгодно" или "на этом кто-то заколачивает бабки".

"Каков ваш бюджет?", – интересуются. Мы не отвечаем на эти вопросы, чтобы не бередить души сотрудников налоговой инспекции, а иногда – потому что они все равно не поверят. В нашей команде есть три человека, которые получают зарплату – они ведут переписку с посольствами, ищут партнеров и сводят балансы фестиваля. Все остальные, включая Алексея Когана, меня и еще огромного количества музыкантов, работают бесплатно. Мы, представьте себе, волонтеры и нам это нравится.

Начиная от концертного рояля Ямаха, рекламных билбордов и заканчивая билетами для американских джазменов – квартета Абрахама Берта, – оплатить многое нам помогли друзья фестиваля. Каждый год московские меценаты помогают нам привозить группы из России – Текиладжаз, АукцЫон. В этом году, благодаря москвичам, у нас выступит БГ с группой из 17-ти музыкантов.

Я вижу украинскую молодежь, ее ценности, и мне не страшно жить.

Долгое время мы ждали, когда же к фестивалю подключатся жители Коктебеля. В этом году местные бизнесмены сами построили сцену, на которой все лето шли концерты в рамках отбора на фестиваль. За счет бюджета поселка будет вывозиться мусор, и дежурить "скорая" во время концертов. Для местных властей это уже прогресс.

Для нас фестиваль – не просто серия концертов, а некое общее пространство, где люди могут пообщаться на самые разные темы, где люди могут найти человека своей энергии. Я вижу украинскую молодежь, ее ценности, и мне не страшно жить. Развивая себя, мы приходим к развитию коллективного "Мы" как части себя, – это понимание дал мне Джаз Коктебель.

В этом году на фестивале будет работать новая сцена Open stage для молодых музыкантов, которых будут отбирать продюсеры берлинской студии "Трикс", подарившие миру Рамштайн, и много других удивительных групп. Для нас это своего рода попытка интегрировать Украину в Европейское пространство. Мы стараемся предъявить миру современную Украину – 20-летнюю. Это образ нашей Украины, которой мы хотим жить.

У нас два слогана "отдельная реальность" и "счастливы вместе". Если у тебя есть, что отдать – отдавай, а иначе перегорит. Это энергетический обмен со средой. Много лет я возглавляла дирекцию поставок газа и энергоносителей. Так вот, теперь слово "энергетика" значит для меня совсем иное.

И не говорите мне, что в Украине не происходит ничего хорошего.

Фокус.ua