Мнение: Красота по-маленькому
Монументальная архитектура покидает городские улицы, уступая место эпохе малых форм
Скамейка с каменной подушкой, бабушка в гипсовом платочке, прожектор с бетонным лучом, пара бронзовых каштанов – Киев стремительно захватывают малые архитектурные формы (МАФ). Если раньше установка очередной балерины или ежика становилась событием, то сейчас маленькие скульптурки, рисунки и инсталляции появляются десятками. Кто-нибудь пробовал сосчитать малые формы столицы? Мы попытались: вышло около двух сотен, и это лишь в центре!
Тенденцию подхватили не только в Киеве и не только прогрессивные деятели "андеграундного" искусства. Зайдите во двор Музея современного искусства в Москве на улице Петровка – там совершенно бесплатно можно убедиться, что малые формы не чужды даже такому прославленному гигантоману, как Зураб Церетели.
МАФ вышли за пределы больших городов. Например, на центральной аллее городка Буча под Киевом расположены каменный шар, афишная тумба с бронзовой шляпой, забавные бегемотик и слоник для детей, а также вполне серьезная работа "Река судьбы".
Было время, когда для установки одного памятника десять километров тащили камень весом 1600 тонн. Эта операция заняла почти год, для ее участников построили целую деревню, а в честь события выпустили медаль с надписью "Дерзновению подобно". В итоге получился всемирно признанный шедевр – памятник Петру I в Санкт-Петербурге, которому Пушкин посвятил поэму "Медный всадник".
Но такое было возможно только в романтическом XVIII веке. Со школьных лет помню, как одетая в вышиванку сотрудница Киевского музея народной архитектуры рассказывала об огромной бочке, выдолбленной из ствола дерева в том же столетии: "А що їм було робити – сиділи і колупали…". В эпоху ускоряющихся перемен времени "сидеть и колупать" нет: пока будешь колупать, выколупанное потеряет актуальность. И потом, кто сказал, что парковой скульптуре нельзя посвятить поэму? В блогах произведение под названием, скажем, "Деревянный ежик" растиражировали бы мигом, да и сотни "лайков" в Facebook тоже были бы обеспечены.
С помощью малых форм куда проще приобщать детей к прекрасному. Ну какой ребенок будет с интересом задирать голову, чтобы увидеть грозного гранитного истукана? Куда интереснее полежать на каменном пледе, украшающем одну из лавочек Пейзажной аллеи, или вступить в коровью лепешку (бетонную, разумеется) на улице Гончара. Есть и менее легкомысленные варианты: например, можно присесть на гостевой стульчик рядом с бронзовым Владиславом Городецким, а заодно узнать от родителей о творениях великого архитектора.
Малые формы обходятся дешевле – это тоже важно, причем не только из-за банальной экономии. Сейчас мало кто помнит, что наш "медный всадник" – памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева пережил чехарду политических режимов во многом благодаря нехватке денег. Ведь если бы в XIX веке нашлись средства на реализацию полного замысла скульптора Михаила Микешина, Богдан сбрасывал бы с пьедестала поляка-шляхтича, еврея-арендатора и иезуита. Кто бы долго вытерпел такое торжество неполиткорректности в центре крупного европейского города?
Если же фантазировать о будущем, на ум приходит идея временных, сменных памятников. Все политики рано или поздно впадают в немилость. Да и кто знает, не окажутся ли признаками инакомыслия бронзовые "Ботинки страхового агента"? И не будет ли горбатый "Запорожец" на постаменте ущемлять права других производителей машин?
Не придется отбивать нос Ленину, торжественно низвергать царя или тирана – на помощь придут новые технологии. Один клик мышки – и получайте голограмму нового персонажа! Несколько лет назад в Киеве была предпринята попытка создать скульптуру Шота Руставели в виде светящейся проекции. Правда, не так давно я застал памятник неработающим: то ли геополитическая ситуация изменилась, то ли лампочка перегорела.
Дмитрий Слинько, редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус