Мнение: Будущее начинается здесь

Мир уже вряд ли будет таким, каким его представляли наши школьные учителя. А потому образование не может оставаться прежним

Related video

Поразмышляв над тем, что такое образование в принципе, приходишь к выводу, что это не диплом престижного вуза или наличие ученой степени, а лишь умение в течение жизни отвечать всего на четыре вопроса. Как прокормить себя и свою семью? Ответ на этот вопрос зависит от времени и общества, и каждый раз его нужно искать заново. Как жить с другими – выбиваться в лидеры или построить защиту от социальности? Как жить с самим собой? Ведь каждые пять-семь лет человек испытывает психологические кризисы – когда меняется картина мира, самооценка и надо научиться оценивать себя по-новому. И наконец, как жить в мире – с Богом или без?

В лучшем случае система образования помогает ответить на два вопроса, чаще – на полтора. Каждая новая эпоха приносит новые ответы, и это определяет смену форм и содержания образования. Чем стремительнее развивается общество, тем тяжеловеснее и инертнее выглядит сегодняшняя система образования.

Реформы этой системы уже сейчас становятся одним из ключевых вопросов в развитых странах. От того, каким будет образование, зависит то, кто станет определять будущее для себя и мира.

Сейчас одновременно сосуществуют три разные концепции образования.
Первая – конвейер, в котором готовят кадры для функционирования индустриального общества. Другая – образовательный супермаркет: в зависимости от выбора учебного заведения вы получаете определенный набор знаний и навыков, которые диктуются требованиями времени. На фоне этих двух вполне понятных концепций зарождается третья. Это индивидуальное образование, "скроенное" исключительно под конкретного человека. Такие учебные заведения уже появляются в Украине и России, но флагманом такого подхода на сегодняшний день является Швеция.

От того, каким будет образование, зависит то, кто станет определять будущее для себя и мира

Базовое среднее образование там начинается с семилетнего возраста и длится девять лет. По завершении этого периода можно либо продолжить обучение в средней школе высшей ступени, так называемой High School, либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой.

High School предусматривает 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические. Все типы программ связаны между собой, и ученики имеют возможность переходить из одной программы в другую. Такая система предполагает свободный выход и свободный вход – решение принимается, когда приходит время очередной раз ответить на один из четырех вопросов о смысле своей жизни.

Что самое интересное, власти Швеции поддерживают разнообразие образовательных форм, и на счета частных школ перечисляются деньги, которые государство потратило бы на образование ребенка в своих учебных заведениях.

Вопрос не в том, какая из трех вышеперечисленных концепций лучше, а в том, как гармонично их совместить: только так можно обеспечить баланс для построения общества будущего. И ремесло, и профессии, и технологии, и элиты – для устойчивости необходимо сохранить все. Реформа образования страны не может строиться только на одной концепции.

В Украине картина желаемого будущего пока не сформировалась, и нет понимания того, какое образование будет востребовано. Поэтому мы глядим назад и пытаемся опираться на миф о едином правильном образовании, о неких стандартах, которые решают проблему изменений.
Родителям и чиновникам важно сейчас уяснить, что будущее будет другим, а не таким, каким мы его себе представляем. Сейчас как никогда важно помочь ребенку раскрыть свои способности, потому что возможностей для их реализации – предостаточно.

Владимир Никитин, заместитель директора Украинского института публичной политики, учредитель Foundation for future