Мнение: Отдам даром
Нематериальные блага цивилизации стремительно становятся бесплатными: общественное признание оказалось важнее денег
Целый месяц мой знакомый дизайнер ежедневно задерживался после работы. Склонившись над огромным листом ватмана, он в мельчайших подробностях прорисовывал обложку нового альбома металкор-группы. Ее участники тем временем ежедневно оттачивали свое мастерство в обшарпанном гараже, тоже выкраивая для репетиций время после основной работы. И дизайнер, и музыканты заранее знали: на альбоме они не заработают ни копейки.
Другой мой знакомый потратил месяц на создание дизайнерской оболочки (в просторечии – "шкурки") для медиаплеера WinAmp. Результат – более двух тысяч скачиваний и десятки благодарностей. И, ясное дело, никаких денег.
Тихая революция произошла незаметно. Пока ученые мужи спорили о пользе или вреде "Википедии", бесплатный контент всех мастей захватил мир. Украинские пользователи активно включились в процесс: на фотосервисах появляются снимки отечественных фотографов по лицензии Creative Commons, на Wikiloc выложено боле тысячи GPS-треков путешествий по Украине. Это грандиозная работа, проделанная тысячами людей. Опять же – совершенно бесплатно.
С каждым годом объемы шары растут, а сама она – "взрослеет". Например, украинские участники проекта OpenStreetMap добавляют отдаленные уголки Родины к "народной" карте мира, другие аматоры адаптируют карты советского Генштаба для GPS-навигаторов, а уж картография – далеко не самая легкая из наук. Кстати, подробные инструкции по работе с картами для навигаторов – тоже весьма популярный бесплатный продукт в ua-нете. При этом качество халявы очень высокое – в 90-е годы подобные пошаговые объяснения со скриншотами можно было найти разве что в книгах вроде "Windows для чайников".
Конкуренция за право самовыразиться растет, и у дилетанта остается все меньше шансов остаться незамеченным
"Если бы за эту работу заплатили, я бы, конечно, не отказался, – говорит мой друг-дизайнер". Но столько творческого продукта, сколько могут произвести современные люди, миру не нужно. Казалось бы, проигравшие конкуренцию должны просто уйти в сторону. Почему же они продолжают работать "за спасибо"?
Дэйл Хойберг, один из редакторов энциклопедии "Британника", отмечал, что в "Википедии" большую часть работы проделывают люди, не имеющие специальной подготовки, хотя и фанаты своего дела.
Раньше уделом аматоров было мастерить велосипед "собственного сочинения" где-нибудь в сарае. В эпоху социальных сетей тысячи таких кулибиных наконец-то получили шанс не просто выйти в свет, а еще и быть там замеченными. В итоге попран главный принцип дарвинизма: выживает не сильнейший, а каждый желающий.
Именно за это бесплатные ресурсы нещадно критикуют: мол, какие профессионалы – такой и результат. За шару и правда частенько приходится платить качеством. "Википедия" может исказить факты, "народный" картограф – неверно нарисовать дорогу, а на фотографии Creative Commons может быть завален горизонт.
Но есть аргументы, заставляющие задуматься даже самых консервативных поклонников привычной системы обмена товара на деньги. Во-первых, это "закон Линуса", согласно которому при большом количестве глаз все ошибки выходят на поверхность. Конкуренция за право самовыразиться растет, и у дилетанта остается все меньше шансов остаться незамеченным – его некачественный продукт тут же поспешат улучшить другие искатели всемирной славы.
Во-вторых, утилитарное значение бесплатный контент все же имеет. По "народной" карте можно доехать из Киева в Крым, бесплатное фото даст представление о рождественской иллюминации Львова, а статья о Харькове в "Википедии" может содержать мелкие неточности, но вряд ли назовет его "городом в Южной Африке".
Роберт Мак-Генри, еще один редактор "Британники", как-то сравнивал пользователей "Википедии" с посетителями грязного общественного туалета. Тут уместно привести пример из жизни. На одном из автовокзалов трассы Киев – Одесса в свое время работали два клозета: платный был чистым и удобно расположенным, бесплатный стоял на отшибе и источал характерный и с трудом забываемый аромат. Тем не менее популярностью пользовались оба сортира.
С интеллектуальной собственностью та же история: несмотря на растущие объемы шары, платный контент продолжает приносить своим создателям миллиарды долларов. Разница лишь в одном: бесплатный вокзальный туалет вряд ли дождется энтузиастов, желающих его бесплатно почистить и отремонтировать, тогда как на виртуальном фронте от "народных сантехников" нет отбоя.
Дмитрий Слинько – редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус