Воспитание футболом. Минобразования готовит школьников к чемпионату Евро-2012

У школьников Киева, Харькова, Львова и Донецка появился новый предмет — "Мы хозяева Евро-2012". Так Министерство образования готовит подростков к чемпионату

Сначала просто возник вопрос: "Почему у нас в среду восемь уроков?" Затем мы с одноклассниками решили понять, чему же нас собираются учить на факультативе с таким громким названием. "ВКонтакте" посыпались сообщения со ссылками на новости. Оказалось, Минобразования планирует "расширить знания старшеклассников о футболе и роли Украины в его развитии". Главная цель — рассказать о подготовке и проведении финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Кроме того, я и мои сверстники должны научиться представить страну перед европейскими болельщиками. Ну, и между делом узнать, как правильно рассказать им о "художественных, развлекательных, историко-культурных достопримечательностях своего региона". Ах да, и все это на иностранном языке. Так писала пресса.

"Болельщик имеет право купить билет для просмотра футбольного мачта и занять место на трибуне в соответствии с этим билетом". Спасибо, Капитан Очевидность!

После такой информации в интернете на первый урок "Мы хозяева Евро-2012" я шла с интересом и удовольствием. Даже несмотря на то, что лишний час занятий превратил среду в худший день недели. Но мой энтузиазм как ветром сдуло, когда выяснилось, что про Евро классу будет рассказывать учительница физкультуры. Та, которая ни одного "настоящего" урока до этого, собственно, и не проводила. Все-таки мячи в корзину забрасывать — это вам не конспекты писать. Окончательно стало понятно, что ничему полезному в этот лишний час в среду нас не научат, когда физручка прямо предложила взамен на примерное поведение отпускать пораньше, минут за 20 до конца урока. Кстати, факультатив предполагает свободное посещение. Но мы обязаны ходить на уроки как миленькие. Это лучше, чем лишний раз слушать длинные нотации не стесняющейся в выражениях учительницы.

На первом уроке мы записали короткий конспект и получили в электронном виде методичку, которую велено было распечатать. Методичка, составленная некими Ганчевой В. И. и Дятленко С. М., была до ужаса "рваной", непоследовательной и совершенно непонятной. Потом каждый получил задание сделать презентацию какого-нибудь известного футболиста. Баталии за Дэвида Бекхэма и Криштиану Роналду надо было видеть — единственные знакомые девочкам "симпатичные" футболисты уходили с молотка под завывания не таких везучих одноклассниц. На следующих уроках ничего нового я так и не узнала. Слушать об одном из лучших для некоторых футболистов сезоне игр 1995/1996 годов было скучно. Очень.

Можно было бы, конечно, подумать, что учитель, который раньше никогда не слышал о своем предмете, все-таки сможет нас чему-то научить. Но, судя по всему, физручке восьмой урок в среду нужен так же, как и нам. А я-то думала, что через пару месяцев смогу разбираться в хитрых и непонятных правилах футбола. Но о них на занятиях не говорят. А жаль. Наверное, о популярной игре я узнала больше, когда в прошлом году поспорила с другом, что по-смотрю пару матчей "Металлиста", а затем еще месяц бурно обсуждала с мальчиками, кто, куда и как забил. В полученной методичке ни о каких правилах тоже речь не шла. Зато мне понравилась часть, в которой расписаны "Права болельщиков". "Болельщик имеет право купить билет для просмотра футбольного мачта и занять место на трибуне в соответствии с этим билетом". Спасибо, Капитан Очевидность! Лучше бы рассказали, какие болельщики из Европы самые буйные и каким лучше не попадаться на глаза, особенно если их сборная проиграла.

Кстати, о том, что мы должны до начала Евро-2012 еще узнать о культурных, художественных и развлекательных достопримечательностях нашей страны, пока никто даже не вспомнил. Хотя, по-моему, это единственное, что выглядит логичным в этом курсе. Поскольку как можно за пару недель, помимо истории футбола, выучить еще и историю или культурные особенности страны — непонятно. Как, в принципе, культура связана с Евро-2012? Или мы с одноклассниками чего-то не понимаем, или в Минобразования от нас многого хотят. К тому же за два месяца вряд ли можно научить детей свободно общаться с иностранцами — языковой барьер пока никто не отменял. Затея так же безнадежна, как попытка прямо в аэропортах обучать русскому или украинскому прилетающих зарубежных гостей.

Поэтому спрашивается, зачем старшеклассникам курс "Мы хозяева Евро-2012"? Если в остальных школах подход к предмету такой же, как у нас, надеяться на какой-то результат не приходится. Действия Минобразования похожи на плохой сценарий новогоднего утренника: все вроде бы знают, как должно быть, но то младшая группа подведет, то воспитательница заболеет. Ну и, как обычно, отдуваются за все дети.

Анастасия Седова, ученица 10-го класса киевской гимназии