Детский лепет. Чему можно научиться у собственного ребенка
Родителям стоит попробовать самим проделать все то, чему они учат детей. Получится не сразу
С недавних пор на заднем сиденье моей машины поселился персональный гаишник. Протоколов он не выписывает и взяток не берет, но при малейшем подозрении на нарушение правил моментально об этом сообщает. "Папа, ты на красный поехал!" — это будет звучать до тех пор, пока я подробно не объясню, что такое "вечнозеленая" стрелка для поворота. С расширением кругозора список требований моего трехлетнего сына увеличивается. Недавно было введено строгое наблюдение за включением габаритных огней в сумерках, на очереди — дорожные знаки.
И правилами движения контроль не ограничивается. Сакраментальная фраза из голливудских фильмов "все сказанное вами может быть использовано против вас" приобрела для нас с женой практический смысл. Так, за ужином сын обязательно сообщает, что если я не доем кашу, то не буду смотреть мультик. Или же грозит лишить похода в зоопарк за неудовлетворительное поведение.
С запретами маленький ребенок сталкивается чаще, чем заключенный строгого режима
Апофеозом стало прохождение детских развивающих тестов. Решив несколько задачек из серии "найди лишний предмет" или "какого цвета должен быть треугольник", наш младший неожиданно взял в руки книжку и деловито начал задавать те же вопросы маме. Сдав экзамен, мама была отведена к шкафу, где мы храним мелкие игрушки — призы за интеллектуальные достижения. Встав на стульчик, "экзаменатор" выбрал игрушку и торжественно вручил ее.
Выдержать испытание равными возможностями оказалось не так уж просто. Особенно если не отбивать детские замечания стандартным аргументом советских родителей — "мы тебе зад подтираем, вот и молчи". В конце концов "подтирать зад" — добрая воля родителей, поэтому пенять можно только на себя. С запретами ребенок сталкивается чаще, чем заключенный строгого режима: слово "нельзя" вырывается из уст родителей автоматически. Но каждый ли раз это "нельзя" можно внятно объяснить? Ведь "юридически чистые" запреты никогда не оспариваются — по крайней мере, в нашем случае. Канализационные люки мы обходим стороной (кому хочется упасть в какашки?), а школьный мел, в учебных целях раскрошенный дверью, наглядно отучил совать пальцы куда не надо. Сын никогда не просит налить ему кружечку пива, с первого раза усвоив объяснение о вреде алкоголя для детского организма. Но кто при этом мешает чокаться и произносить тосты? С легкой детской руки в нашей семье прижилась традиция чокаться не только компотом — "за тебя" можно поднять и тарелку молочной каши.
Проблема не нова, и появилась она вовсе не на волне толерантности, занесенной ветром с сытого Запада. Мол, там они с жиру бесятся, так, конечно, можно и с детьми в равенство поиграть. Сто лет назад тему поднимал тонкий знаток человеческих пороков Антон Павлович Чехов. Герой рассказа "Репетитор", отставной губернский секретарь Удодов, зорко следит, чтобы его сын Петя учил латынь. Но одной лишь реплики горе-отца читателю достаточно, чтобы сложить впечатление о его собственных знаниях языка древних римлян: "Звучный язык латинский! Премудрость! И все ведь это нужно!" Петин репетитор, гимназист Егор Зиберов прекрасно понимает ситуацию, а потому издевательски начинает экзаменовать Петю при отце — "пусть глупый отец узнает, как глуп его сын"! Как и положено у Чехова, в итоге оконфузились все: когда репетитору предлагают самому блеснуть знанием алгебры, он "заикается, краснеет, бледнеет", но так и не решает задачу, с которой только что не справился Петя.
Буквально с пеленок дитя сталкивается со "сводом законов", которые пестрят формулировками в стиле "проезд на красный свет разрешен папе, но запрещен сыну" или "сын обязан решить задачу, в которой папа с мамой ни бельмеса не понимают". Почему же мы удивляемся, когда, вырастая, бывшие дети переносят идеи неравенства на практику? И, увидев очередного мажора на крутом спорткаре, промчавшегося на красный, не спешите кричать стандартное проклятие: "Папа машину купил, а мозгов не дал!" Вспомните, так ли тщательно вы сами соблюдали правила на глазах у своего ребенка? Или все-таки тащили его за руку на красный: "Быстрее, мы опаздываем"?
Чтобы проверить себя на готовность к равным возможностям, представьте, что все запреты для ребенка вам нужно отстаивать в суде, подобно адвокату. Вот и объясните, почему мама имеет право провалить тесты, прохождения которых требует от ребенка. Или почему ребенок обязан бежать с конфетным фантиком к мусорному ведру, когда папа запросто оставляет мусор у телевизора. Мама в детстве не научила?
Дмитрий Слинько, редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус