Внешний вид. Украина не использует возможности новых рынков

Власти пора взяться за ум и монетизировать внешнюю политику, пишет в своем блоге на Фокус.ua исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко

Украина – страна с открытой экономикой и практически половину своего ВВП получает за счет экспорта товаров. Очевидно, что такая зависимость от внешних рынков заставляет не только частный сектор, но и правительство страны активно заниматься вопросами "отстаивания" экономических интересов государства на внешних рынках. Последнее продиктовано еще и необходимостью обеспечить устойчивый экономический рост в стране. Похоже, понимают это теперь не только ведомства традиционного "экономического блока" исполнительной власти, но и украинский МИД.

В последнее время министр иностранных дел Константин Грищенко посещает ключевые страны
Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии. Кроме того, в ведомстве инициировали создание совета экспортеров, который призван помочь производителям в продвижении отечественных товаров на мировых площадках. Судя по всему, ставка начала делаться, в том числе и не на традиционные для Украины рынки сбыта.

Внешняя политика страны должна стать прагматичной и "бизнес ориентированной".

В кратко- и среднесрочной перспективе Украина имеет целый ряд недоиспользованных возможностей для стимулирования отечественного производства. Эти возможности заключаются, в том числе, и в усилении позиций украинских экспортеров на новых рынках с высоким потенциалом роста. Возможности рынков ЕС, СНГ, Китая давно известны и активно используются украинскими экспортерами. Парадоксально, что при этом экспортные возможности таких динамичных и быстрорастущих рынков, как страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также экономики Латинской Америки продолжают оставаться на втором плане. А ведь суммарный объем этих экономик превышает 10% мировой экономики, и как минимум в 35 раз (!) превышает украинскую экономику. Суммарный объем экономик одних только Бразилии и Мексики превышает объем украинской экономики в 20 раз.

В 2011 году объем нашего экспорта в Латинскую Америку увеличился практически на четверть, но он все еще ничтожно мал и не превышает 2.6 млрд. долларов, что не дотягивает и до 4% общего экспорта. Практически аналогичный объем экспорта удерживает Украина и в регионе Ближнего Востока, и Северной Африки. Интересно, что структура экспорта в оба региона характеризуется доминированием товаров с низким уровнем добавленной стоимости. По сути, Украина экспортирует в эти страны в основном ресурсы, игнорируя, например, потенциал для экспорта высокотехнологических товаров отечественного машиностроения и авиакосмической отрасли. Действительно, около ¾ украинского экспорта в страны Латинской Америки занимают химическая продукция и металлы. Тем временем доля металлов и сельскохозяйственной продукции в нашем экспорте в страны Ближнего Востока и Северной Африки составляет все те же ¾.

Украина, которая так сильно зависит от внешних рынков, должна была начать осознавать, что специализация экспорта на продукции с низким уровнем добавленной стоимости потенциально рискованна. Цены именно на эту группу товаров характеризуются высоким уровнем нестабильности. Поэтому, объемы экспорта страны существенно снижаются при ослаблении мировой экономики, что и произошло во время последнего глобально кризиса. А ведь новые рынки имеют и колоссальные новые возможности, которые Украина может использовать для диверсификации своего экспорта и стимулирования отечественного производства высокотехнологических товаров. Во-первых, рынки Ближнего Востока и Латинской Америки в ближайшие пять лет будут показывать экономический рост на уровне 4% в год, а значит и объем этих рынков вырастет как минимум на четверть. Во-вторых, относительно высокие темпы роста населения в этих регионах и быстрый рост доходов означает, что в этих странах будет продолжать формироваться средний класс, который поддержит рост потребительского спроса на промышленные товары на более высоком уровне, чем на традиционных для Украины рынках. И, наконец, стабильный рост потребления продовольствия в этих странах способствует стимулированию экспорта украинского продовольствия с более глубокой степенью переработки, а не просто сельскохозяйственных ресурсов.

Роль Министерства иностранных дел, как одного из важнейших проводников, внешней политики государства уже переосмысливается. Новая внешняя политика страны должна стать прагматичной и бизнес ориентированной. Украинский МИД пытается стать тем недостающим звеном, который может помочь вывести страну на новые горизонты. Его задача – это не только открыть новым рынкам Украину, но и открыть украинскому бизнесу новые рынки. Будем надеяться, что эта стратегия сработает.

Олег Устенко, директор Международного Фонда Блейзера