Улыбайтесь, вас снимают. Видеокамеры не гарантируют прозрачность парламентских выборов
Веб-камеры на каждом избирательном участке должны гарантировать прозрачность выборов, но пока только вызывают подозрения
28 октября украинцы впервые пойдут голосовать под пристальным взглядом видеокамер. Некоторых избирателей их присутствие успокоит, но многих – наоборот.
По данным внепартийных групп наблюдателей, гражданам страны, в первую очередь в сельской местности, была навеяна мысль, что камеры покажут, кому был отдан их голос. Последние опросы подтверждают: треть избирателей уверены – на видео будет зафиксировано, в чью пользу сделан выбор. Это вполне может охладить желание украинцев проголосовать в соответствии с их убеждениями, что противоречит международному праву свободного волеизъявления без принуждения и запугивания.
Сомнения в том, смогут ли камеры сыграть заявленную для них роль и предупредить мошенничество, возникли сразу, как только было принято решение их использовать. Закон, согласно которому на избирательных участках появятся 70 000 камер, был одобрен молниеносно без публичного обсуждения и учета замечаний со стороны партий и общественных организаций. Процесс закупки камер также остался закрытым. Контракт с компанией на их поставку и установку заключен без какого-либо конкурса ценовых предложений.
По-прежнему главным остался вопрос: почему камеры выключат сразу после завершения голосования? Если цель – повысить прозрачность, тогда уместней было бы поступить с точностью до наоборот: члены избирательных комиссий должны вести подсчет голосов таким образом, чтобы камера записывала любое их движение, каждое перекладывание бюллетеня. Так украинцы смогли бы при желании вести собственный параллельный подсчет и быть уверенными в судьбе своих голосов после непосредственного волеизъявления.
Также для обеспечения прозрачности выборов, все – избиратели, члены ЦИК, политические партии, сами кандидаты и наблюдатели, представляющие партии, кандидатов и аккредитованные общественные организации, должны иметь доступ к прямой трансляции и видеозаписям. Без каких-либо запретов, проволочек и задержек. В идеале веб-сайт ЦИКа обязан предоставлять свободный доступ к записям. И если это невозможно по техническим причинам, необходим другой такой же простой способ получения записей веб-камер с какого-либо избирательного участка. ЦИК обязан разработать процедуры доступа к записям и их использования в качестве доказательств по избирательным жалобам до 28 октября. За неделю до выборов прогресса в этом плане пока нет.
Почему камеры выключат сразу после завершения голосования, если уместней было бы поступить с точностью до наоборот?
Российский опыт – не лучший пример открытого доступа к записям. Во время парламентских выборов РФ доступ граждан к официальным записям камер был ограничен. Если у тебя не было возможности в онлайн-режиме наблюдать за нарушениями и сделать запись на свой компьютер, считай, что нарушений не было. Нередко только личные видеозаписи россиян, опубликованные на YouTube, служили доказательством самых худших нарушений. А записи с камер наблюдения так и остались закрытыми. После голосования наблюдатели ОБСЕ получали отчеты об отказе в выдаче определенной записи, или же ее предоставляли, но в виде нарезки продолжительностью не более 30 минут.
В последнюю неделю перед выборами придется приложить немало усилий для того, чтобы попытаться повысить доверие граждан к использованию видеокамер. Это касается и избирательных комиссий, и политических партий, и общественных организаций, и прессы. Люди должны четко понять, что будет записываться, а что – нет, и как потом эти записи будут использоваться. А злоупотребление камерами, в частности для запугивания избирателей, наблюдателей и членов избирательных комиссий, ради электоральной выгоды будет иметь серьезные последствия.
Важно понимать, что если камеры используются в день выборов, то они должны дополнять, а не заменять системное общественное наблюдение за выборами. Видеонаблюдение, независимо от того, как оно используется, не является панацеей. Это лишь один из способов улучшить избирательную среду.
За годы моей работы в политике я не раз убеждалась в том, что нет единственного инструмента, который смог бы сделать выборы честными. Но есть возможность сделать выборы лучше за счет воли всех участников избирательного процесса построить более справедливую систему. В прошлом украинцы уже доказали, что могут проводить выборы прозрачно. Поэтому и сейчас еще не поздно решать проблемы, которые подорвали доверие граждан к системе, включая волнения касательно использования веб-камер на избирательных участках. Только тогда люди смогут пойти на выборы без страха и сконцентрироваться на том, что важнее всего: за кого отдать свой голос и кто достоин представлять их интересы в течение следующих пяти лет.
Работа НДИ в Украине частично выполняется при финансовой поддержке Агентства по международному развитию (АМР) США. Мнение автора может не совпадать с мнением АМР США или правительства США.
Кристина Вилфор, директор украинского офиса Национального демократического института международных отношений, США