Большое маленькое счастье. Почему ребёнку не нравится то, что родители считают «детским»

2012-11-07 11:41:00

3 0
Большое маленькое счастье. Почему ребёнку не нравится то, что родители считают «детским»

Большое маленькое счастье. Почему ребёнку не нравится то, что родители считают «детским»

Выборы народных депутатов — лучшее детское развлечение. Ещё бы, на избирательном участке, который, как обычно, располагался в школе, можно было не только бросить бюллетень в урну, но и купить самую вкусную буженину. Свежую, в ассортименте, да ещё и продавщица не хамит — невиданная роскошь для поздних 80-х. Такие воспоминания я вынес из советского детства, когда бабушка с дедушкой брали меня с собой на голосование. Игровой автомат «Морской бой» за 15 копеек и мультик «Остров сокровищ» нервно курили в коридоре.

Прошло 20 лет, страну захлест-нула волна потребления, были написаны тонны книг о маркетинге, в том числе и детском. Но из опыта общения со своим 4-летним сыном я понимаю, что вопрос так и остался открытым. Когда моему знакомому инвестиционному аналитику клиенты говорят о «незанятой рыночной нише», он обычно язвит: самая недооценённая ниша — журнал для детей «от нуля до двух». Мол, куда смотрят инвесторы: грудным младенцам ведь совершенно нечего читать! В его шутке есть лишь доля шутки: большая часть товаров и услуг «от нуля до трёх» на самом деле не интересна «целевой аудитории».

 Когда моему знакомому инвестиционному аналитику говорят о «незанятой рыночной нише», он обычно язвит: самая недооценённая ниша — журнал для детей «от нуля до двух»

Классический пример — пирамидка из нескольких цветных колец разного диаметра, присутствующая в арсенале любых уважающих себя родителей. Когда ребёнок просто игнорирует её, начинаешь слегка нервничать. Настоящий ужас приходит, если он собирает кольца не по порядку — это же «нарушение мелкой моторики»!

Если поискать правды в Facebook или на профильных форумах мамочек и докторов, вы окончательно убедитесь: не только ребёнку, но и папе с мамой прямая дорога в спецдиспансер для умственно отсталых. А как иначе: все дети в три года уже читают стихи на нескольких языках, в два — рассуждают целыми предложениями, а в годик — строят из кубиков дома не хуже настоящих. И это только самые безобидные примеры развития. Некоторые ведь ходить начинают чуть ли не от рождения.

И никто не задаётся вопросом, почему, собственно, эта штука должна увлекать? Чем плох хаотичный порядок колец и почему, чёрт возьми, надо надевать кольца на штырь, если хвост домашней кошки подходит гораздо лучше. Есть и более новомодные «развивалки» вроде красок, которыми нужно рисовать, макая туда пальцы. Ну какой ребёнок будет старательно выводить на бумаге солнышки и тучки, если эту краску лучше просто размазать по голове, одежде и обоям? Да и зачем вообще эти краски всех цветов радуги: обычный чёрный крем для обуви гораздо лучше подойдёт для «исправления» расцветки дивана.

Из водяной мельницы лучше построить дом в стиле ар-нуво, использовав водобойные колёса для украшения крыши — Гауди с Городецким позавидуют. Кубиками для строительства дома можно играть в футбол, а из мячей — построить лес. Рельсы от детской железной дороги у нас стали дровами для игрушечной печки. Зато для трамвая, не обеспеченного собственными рельсами, папе пришлось сколотить колею из строительных уголков. Высидеть три часа цирка и даже 45 минут кукольного театра для нас — сущий ад, зато 7 часов монотонной поездки в скоростном поезде прошли незаметно — там же дверь в туалет горящей кнопочкой открывается.

В хитросплетениях детской логики увязнет любой гуру маркетинга. Но некоторые закономерности выявить всё же можно. Например, какой должна быть детская книжка? Понятно, что с картинками, но с какими? Ответ оказался простым: с такими, которые можно «читать». По мелким иллюстрациям, расставленным в правильном порядке, ребёнок «читает», не умея читать, причём даже прозу.

Ещё одна важная штука — бренд. Просто конфета или машинка не пройдут. Как по мне, лучший пример детского коммерческого бренда — «Тачки». Игрушечные герои знаменитого мультика, а также любая продукция с заветными персонажами на этикетке — это только вершина айсберга. Например, любая машина со спойлером автоматически приравнивается к «тачке» или «гонке», даже если это ржавый «Москвич», тюнингованный умельцами в сельском сарае.

Если бренда нет, его можно придумать. 200-граммовые пакетики сока получили имя «струбочкойсок». А купленные в рамках «покращення» новенькие городские автобусы Киева пару месяцев были единственным видом транспорта, на котором мой ребёнок соглашался ездить — это же не что-нибудь, а «огромный автобус».

Впрочем, бренды — вещь преходящая. Но есть и истинные ценности. В споре с другими детьми, чья игрушка круче, больше или ценнее, мой сын выходит неизменным победителем, рассказывая о своей кошке Дымке. Аргумент, который ещё никому не удалось побороть: она — живая! В пластмассовом мире «био» и «эко» ценится выше всего.

Дмитрий Слинько, редактор спецвыпусков «Красивая страна» журнала Фокус