Что будет дальше с Аэросвитом
Ситуация с Аэросвитом отлично иллюстрирует перспективность частного инвестирования в Украину, пишет на Фокус.ua журналист Олег Синельников
Пассажирам компании Аэросвит вновь пришлось несладко. Да еще и в праздничные дни. Человек несведущий задаст всего один вопрос: "Неужели нельзя было дождаться снижения пассажиропотока и только потом банкротить авиакомпанию?" А вот нельзя. Таковы условия этого бизнеса в Украине. Другого ответа нет. Видимо, по этой же причине решение хозсуда Киевской области об открытии дела о банкротстве частного акционерного общества "Авиакомпания Аэросвит – кстати, по заявлению самой же компании – вынесено за два дня до нового года. Сюрприз удался, спасибо. Еще один подарок получили и пассажиры Укрзализниці. Поезда Hyundai стали не только "серьезным промахом" государства, как заметил президент Янукович, но и неисчерпаемым источником для упражнений в злословии.
Коломойский вряд ли намерен покидать "небеса обетованные". Как опытный бизнесмен он найдет возможность перегруппировать активы и остаться на этом рынке
Очередные перипетии с самолетами и поездами в очередной раз обнажают реальное состояние транспортной инфраструктуры в стране. Солидных государственных вложений в эту сферу нет, и не будет, судя по бюджету на текущий год. Точно также нет и внятной политики в транспортной сфере. Кажется, покойный Георгий Кирпа был последним из чиновников, обладавшим способностью стратегического взгляда на подведомственную ему сферу. Помимо отсутствия бюджетных вливаний – ситуация с компанией "Аэросвит" и ее вполне вероятный финал красноречиво указывают на перспективность частного инвестирования в нашу страну. Даже если это деньги еще вчера достаточно влиятельного человека.
К жесткой посадке компанию ведут не одну, а вкупе с другими авиапредприятиями подконтрольными бизнесмену Игорю Коломойскому – альянс Украинская авиационная группа". По версии прессы, банкротство ждет и Донбассаэро, и Днеправиа. Впрочем, ничего из ряда вон выходящего с авиабизнесом Коломойского не произойдет. Ценовая политика альянса дает все основания сомневаться в убыточности воздушных перевозок для Аэросвита и Ко, несмотря на то, что в отчетности – одни долги. Поэтому эксперты не исключают: банкротство авиаперевозчика запустил сам собственник – для него такая схема выгоднее, нежели если бы это сделали кредиторы.
При этом Коломойский вряд ли намерен покидать "небеса обетованные". Как опытный бизнесмен он найдет возможность перегруппировать активы и остаться на этом рынке. Вот хотя бы через компанию, об интересе к которой со стороны совладельца группы Приват не сообщал только ленивый. Речь идет о Международных авиалиниях Украины. Там достаточно быстро выразили готовность выполнить обязательства Аэросвита перед пассажирами. Более того – МАУ уже получили часть воздушных судов из флота своего менее удачливого коллеги. Так что хотим мы этого или нет, но многие отечественные авиапассажиры вряд ли останутся без заботы и участия менеджеров Коломойского.
Кстати, проблемы Аэросвита неминуемо скажутся на имидже нашей страны. Точнее, уже сказываются. Знакомый журналист, который провел целый день в Борисполе, общаясь с раздраженными пассажирами, рассказывает, что задержавшиеся по вине украинской компании в Будапеште россияне не без злорадства подначивали украинских коллег по несчастью: "Что, хохлы, долетались!". И если владелец компании полагает, что имидж государства – не его проблема, то он заблуждается: теоретически власть может найти в его лице подходящего по всем параметрам крайнего и канализировать недовольство людей в попытку показательно наказать ставшего практически одиозным владельца Аэросвита. Ведь масса народу жаждет олигархической "крови". Правда, на практике этот сценарий может реализоваться при одном условии: если власть ощущает себя достаточно сильной для того, чтобы справиться с публичной поркой одного из самых крупных капиталистов страны. А в этом, простите, есть сомнения. Ведь он будет защищаться, и делать это он умеет, и на соответствующие рычаги в случае чего наверняка надавит. И речь не только о руководящих постах в европейских еврейских организациях.