Вредные подчиненные могут быть полезны делу
Вредные и строптивые подчиненные, несмотря на конфликты, могут быть полезны делу
Раньше мой приятель Костя любил работать по выходным. "Как раз никого нет, ничего не отвлекает", — объяснял он свое рвение. Но на деле все было иначе: Костя радовался не тишине в офисе, а отсутствию Лены — начальника своего департамента.
Их отношения не сложились сразу. Кто начал первый, неизвестно, конфликты стали возникать как-то автоматически. Едва ли не каждый день они с Леной обменивались язвительными замечаниями, указывали на недоработки друг друга, высокопарно цитируя классиков литературы. Казалось бы, Костя — неплохой специалист и никогда не был замечен в скандалах. Но тут неожиданно для себя он перешел в разряд "вредных" подчиненных. И такие строптивцы обязательно встречаются в карьере каждого руководителя. Они хорошо выполняют свою работу, не особо требовательны к ее оплате, но при этом постоянно донимают шефа.
Не представляя прямой угрозы руководителю, строптивец проведет ему тренинг по лидерству, который не купишь ни за какие деньги
Обычно руководители стремятся уволить неудобных сотрудников, поскольку те тормозят формирование коллектива как единой команды и требуют много времени и сил на воспитание. Но это не всегда удается. И тогда начальники совершают тактическую ошибку — пытаются бороться с ними их же "итальянскими" методами. Они следят, чтобы подчиненный приходил на работу ровно в 9.00, не задерживался на перерывах, не бегал часто в курилку или туалет, словом, придираются к мелочам. Вот тут-то и начинаются анекдотические истории. Строптивому сотруднику только этого и надо: на поле итальянской забастовки ему нет равных. "Вредина" обязательно найдет способ затроллить опоздавшего на работу начальника, пусть даже тот задержался всего однажды. Или весело съязвит в присутствии коллег о нормативах мочеиспускания, вогнав шефа в краску.
Я и сам как-то столкнулся с педантичными, мягко говоря, коллегами. Работая над одним проектом, полушутя заметил двум дизайнерам, мол, те слишком часто ходят в курилку, и забыл об этом через пять минут. А вот они не забыли. Через пару дней сотрудники вломились в мой кабинет с серьезными лицами и положили на стол длинную распечатку. На ней был поминутно расписан весь их вчерашний рабочий день. Лист бумаги пестрел заметками в стиле "10.00–10.45 — верстка макета", "10.45–10.46 — ожидание лифта", "11.00–11.04 — посещение туалета" и так далее.
Да, у конфликтных есть и время, и желание заниматься троллингом. Самый действенный способ в этом случае — не вступать в склоки, не подогревать конфликт и даже не опускаться до вежливого комментария, мол, спасибо за письменную детализацию своего рабочего времени. Их вредность сама на себе и замкнется. С моими дизайнерами так и вышло: отсутствие эмоциональной реакции вызвало потерю интереса к дальнейшим спорам. Курить они после этого тоже выходили частенько, но проект довели до конца.
Высший пилотаж — научиться получать от непокорного подчиненного пользу. Во-первых, его щепетильность в мелочах помогает выловить ошибку там, где другие сотрудники могут и махнуть рукой, дескать, все в порядке. Во-вторых, не представляя прямой угрозы руководителю, строптивец проведет ему тренинг по лидерству, который не купишь ни за какие деньги. Ведь такой подчиненный занимается поиском недоработок начальника в учебном, а не в боевом режиме — отличный повод подготовиться к настоящим офисным атакам.
А главное — при всей своей нелюбви к начальству "вредины" не любят перемен, то есть будут негативно относиться к возможной смене руководства. Так в минувшем году случилось и с "нашим мальчиком". Когда недовольные шефом сотрудники решили написать на руководителя кляузу вышестоящему начальству, "мальчик" неожиданно поддержал ненавистного босса и фактически спас того от неприятностей.
Дмитрий Слинько, редактор спецпроектов журнала Фокус