Как избежать банкротства авиалиний

Власти под силу помочь авиакомпаниям на грани банкротства, и не только им, пишет на Фокус.ua старший юрист международной юридической фирмы "Ноерр" Владимир Якубовский

Громкие процессы по делам о банкротстве "Аэросвита" и "Донбассаэро" показали – Украине срочно нужна инструкция по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Правительство занимает выжидательную позицию, хотя может активно повлиять на развитие ситуации путем хеджирования рисков, связанных с колебанием и ростом цен на топливо. Скачки цен на топливо считаются самой распространенной причиной банкротства авиалиний. Горючее – основная статья их расходов. Из 300 компаний –кредиторов "Аэросвита", "Укртатнафте", основному кредитору, принадлежит около 1/4 всех долгов компании.

Авиаперевозки редко бывают прибыльными. Хеджирование рисков, связанных с волатильностью цен на топливо, напрямую не приводит к росту доходов авиакомпании. Но, применив такой финансовый механизм, можно обеспечить стабильность денежного потока и возможность планирования деятельности компании.

Вопрос хеджирования рисков интересует не только авиалинии. Он давно откладывается в долгий ящик и для экспортеров в других сферах деятельности

В Украине, например, существует и функционирует "Украинская энергетическая биржа". Если создать необходимую инфраструктуру на базе этой структуры, можно осуществлять сделки по хеджированию рисков при покупке авиатоплива. На сегодняшний день в правилах биржевой торговли "УЭБ" не определены особенности использования товарных деривативов, предметом которых является авиатопливо.

Оставшиеся возможности для хеджирования рисков: заключение форвардных договоров напрямую с поставщиками топлива или хеджирование таких рисков на иностранных биржах. Но украинские поставщики топлива при заключении таких контрактов требуют чрезмерно высокую цену, что делает и этот вариант нерабочим для авиакомпаний.

Участие же украинской авиакомпании на биржах вне территории Украины традиционно вынуждает соблюдать законодательство страны о валютном регулировании. И, по сути, возможность такого участия становится нецелесообразной, поскольку необходимо получать разрешение от Нацбанка при каждой операции. Плюс налоговые вопросы.

Именно здесь должно активизироваться правительство. Власть может предоставить авиалиниям возможность участия на рынках деривативов за границей, где давно существует инфраструктура. Для этого стоит четко определить правила. Это можно осуществить и без ущерба тому же валютному регулированию, выделив, например, отдельные группы компаний, которые могут осуществлять операции по упрощенной процедуре.

Вопрос хеджирования рисков интересует не только авиалинии. Он давно откладывается в долгий ящик и для экспортеров в других сферах деятельности. Ввиду социальной значимости вопроса авиаперевозок – действовать необходимо без промедлений.

Фокус.ua