Как новый Папа Римский решит проблемы Ватикана
Новый понтифик готов принять вызов современного общества, ответив на неудобные для Ватикана вопросы
Католики счастливы — у них есть Папа. Фраза Habemus papam на минувшей неделе облетела весь мир. Но рад ли сам кардинал из Аргентины Хорхе Марио Бергольо, ставший 266-м понтификом? С одной стороны, возглавить католическую церковь большая честь. С другой — помимо чести, на свои плечи придется взвалить и колоссальные проблемы Ватикана. В СМИ немало говорят о конфликтах внутри католической церкви: либералы против консерваторов, кардиналы-европейцы против кардиналов-американцев и африканцев. Даже нынешний конклав, по версии прессы, должен был, как в позднем Средневековье, перессориться, расколоться и выбрать двух понтификов. Но нового Папу кардиналы выбрали в рекордные сроки, показав, что раскола нет.
Сегодня от католической церкви требуют изменить отношение не только к абортам, контрацепции, гомосексуализму, но и ко многим вопросам внутри самой церкви: отказ от целибата, рукоположение женщин и так далее. К этому добавляются упреки в "массовости" педофилии и других извращений среди клира. Словом, если Ватикан не пойдет на уступки, якобы ничем хорошим дело не кончится.
Изменения в законодательстве многих европейских стран, касающиеся семьи, воспитания детей, права на аборты и эвтаназию, толкают церковь на конфликт с законом
В самом же Ватикане такие нападки объясняют спланированной антикатолической агрессией и наступающей секуляризацией — переходом к светской модели общества. Ее главная задача: минимизировать религиозное влияние. Даже больше — заставить церковь поступиться своими ценностями ради принципов так называемой новой этики, для которой христианская мораль в некотором смысле является враждебной. В част-ности, во взглядах на семью, гендерное равен-ство, половые отношения.
Изменения в законодательстве многих европейских стран, касающиеся семьи, воспитания детей, права на аборты и эвтаназию, толкают церковь на конфликт с законом. Отступить от своих убеждений в этих вопросах церковь не может, поскольку это перечеркнет основы веры. Однако новому Папе Римскому есть что сказать по этому поводу — у него уже был опыт решения подобных проблем на аргентинском национальном уровне (с 2010 года в этой стране разрешены однополые браки). Так, вероятно, он продолжит линию морального богословия Иоанна Павла ІІ и Бенедикта ХVI. Хотя методы и подходы изменятся.
В первые дни своей миссии Папа Франциск заверил: с ним скучно не будет. Уже став понтификом, он возвращался с конклава не на лимузине, соответствующем его сану, а на автобусе вместе с кардиналами. Он самостоятельно оплатил счета в отеле, где проживал накануне конклава. Более того — отправился молиться и общаться с верующими в храм Девы Марии Маджоре без какой-либо охраны.
Судя по всему, новый Папа твердо намерен реформировать церковь. Он вряд ли выберет революционный путь разрушения и перестройки — Папа Франциск уже засвидетельствовал уважение предшественникам и встретился с Бенедиктом XVI. Скорее всего, понтифик возьмется за активизацию "кровообращения" действенной веры в церкви.
Главная реальная проблема католической церкви, да и не только ее, — нехватка живой веры. Количество верующих уменьшается, особенно практикующих христиан — тех, для кого религия не просто слова. Бенедикт ХVI провозгласил 2013-й годом веры, пытаясь обратить внимание на ее состояние среди католиков. В связи с этим говорят о необходимости заново познакомить с Библией, вернуться к истокам веры, о "втором рождении в вере", когда верующие хотят жить по законам Библии и никак иначе.
Конечно, Папе Франциску придется заниматься и массой других проблем. Но все они построены на вопросах веры. Пока он проявил оптимизм, заявив коллегам-кардиналам: "Я должен смотреть на грехи и недостатки церкви так, как я смотрю на грехи и недостатки собственной матери. И когда я смотрю на нее, то вспоминаю обо всех хороших и прекрасных ее достижениях, которых гораздо больше, чем слабостей и недостатков".
Мы вступаем в новый период жизни, и речь не только о католической церкви. Новый Папа будет не раз попадать в поле зрения прессы, в том числе украинской. И для многих церковников, особенно на постсоветском пространстве, это станет вызовом: Папа, который не любит роскошных автомобилей, заигрываний с чиновниками, предпочитает общение с простыми людьми, особенно с молодежью и социально отвергнутыми. И делает это не ради пиара, а просто потому, что так должно быть.
Тарас Антошевский, директор Религиозно-информационной службы Украины