Государство мертво. Странами давно управляет бизнес

Государство осталось пустой оболочкой, за которой стоят корпорации, государства давно обслуживают, а не управляют, пишет на Фокус.ua управляющий партнер АО "Юскутум" Артем Афян

Посты о политике в социальных сетях практически слились с потоком фотографий котят и цитатами женской мудрости. Точнее, вступили в прямую конкуренцию по своей "няшности". Недавно многие тиражировали историю о том, как президент США обедал в кафе с супругой, и она встретила там своего бывшего парня. На реплику Барака, мол, Мишель могла бы сейчас быть женой владельца кафе, миссис Обама ответила, что это тот парень сейчас мог бы быть президентом США. И неважно, насколько эта история правдива. Суть в другом. Представители власти усердно взывают к умильности, и это заставляет задуматься, куда же подевалась настоящая политика. Столетиями народом стремились править, сурово сдвинув брови (хотя бы на публику), изрекая не всегда понятные сентенции о государственности.

Никто из политиков не говорит о том, зачем они вообще нужны. Современные кризисы показывают эфемерность государственной власти. Что должна обеспечить эта власть? За что мы платим налоги, сборы, взятки, в конце концов?

Современная политика все больше ведется по законам шоу-бизнеса. Именно поэтому так популярен Обама с часами за 30 долларов, пожимающий руки уборщикам. Поэтому Путин садится за руль очередного чуда техники и приглашает к себе на совещание известных комиков страны. Похоже, пиарщики окончательно вытеснили политических советников. И электорат радостно принимает этот новый формат общения. Вспомните триумфальный результат на парламентских выборах итальянского протестного Движения пяти звезд, основанного комиком Беппе Грилло, или многолетнюю популярность Жириновского, в конце концов. Пожалуй, лучше всего эта тема раскрыта в фильме "Человек года". Простое шутовство без какой-либо политической программы способно ввести в мир большой политики. Кандидаты в депутаты и президенты теперь вынуждены танцевать под дудку тех, кто делает на них фотожабы и демотиваторы.

Объяснить причину сложившейся ситуации исключительно интеллектуальной скромностью электората крайне сложно. Нельзя утверждать, что среднестатистический избиратель сегодня глупее, чем 40 лет назад. Проблема скорее в том, что изменилась роль самого государства.

Плохая новость для патриотов, националистов, либералов, демократов, империалистов и прочих людей, обремененных политическими убеждениями – государство мертво. Речь не о России или Украине, а о явлении в целом. И что интересно, убийцей государства стали не столько анархисты, сколько толпы офисных клерков, лайкающих котиков в сети. Раз в пять лет они так же "лайкают" на выборах кандидата в депутаты или президенты.

Если посмотреть на политическую историю последнего времени, особенно в постсоветских странах, то становится очевидным отсутствие ответа на вопрос, а что государство должно давать обществу? Почитайте программы политиков. Они сводятся к пустопорожним обещаниям, которыми сыплет любой молодой человек перед симпатичной девушкой на свидании. Можно возразить, что демагогия – бич демократии. Но у сталинистов и прочих та же беда. Все метания между социальными гарантиями и заявлениями о внешней политике – не более чем метания обезьяны из анекдота между красивыми и умными. Никто из политиков не говорит о том, зачем они вообще нужны. Современные кризисы показывают эфемерность государственной власти. Что должна обеспечить эта власть? За что мы платим налоги, сборы, взятки, в конце концов?

О необходимости государства часто говорят в контексте права нации на самоопределение. Но пример большинства стран Европы, ставших многонациональными, а также движение в сторону объединений, развенчивают этот миф. Нация может самоопределяться и вне государства, равно как и, получив государство, оставаться в угнетенном состоянии.

Если раньше государство выполняло функции защиты, то теперь вопрос утратил былую актуальность.

У государства появился конкурент – корпорации. Корпорации заменили собой государство и управляют им. Корпорации давно берут на себя роль государства – корпоративный дух, социальная ответственность – это все оттуда. И кто, спросите себя, будет ближе человеку: шеф, который пьет с ним на Новый год и платит зарплату, или политик. Корпорации обучают детей своих сотрудников, обеспечивают медицинское страхование, ведут научные разработки. У них даже идеология более понятна. Сложно найти такую сферу государственности, которую не могла бы обеспечить корпорация. Именно поэтому слоган "Мечты сбываются" принадлежит Газпрому, а не государству, которое его породило. Государство осталось пустой оболочкой, за которой стоит бизнес. Государства обслуживают, а не управляют.

У государств еще есть несколько монопольных сфер. И в первую очередь, это – деньги. Инфляция, девальвация, внешние займы позволяют государствам быть частью экономики. Но посмотрите на внешние долги. Любой бизнес с таким балансом уже давно бы закончился. Государствам, как большим кораблям, не дают потонуть пустоты внутри. Правда, и эту возможность скоро отберут электронные деньги. Гражданам будет проще перевести свои сбережения в твердые, пусть виртуальные цифры, чем отдать их тем, кто даже не знает, чем занимается. Биткоин – яркий тому пример. Теперь этой или иной валюте останется лишь набрать критическую массу, и новая электронная условность сменит старую, бумажную.

Мы стоим на пороге трансформации института государства. Старый строй держится на привычке старшего поколения, но следующее уже не будет за него держаться, тогда-то мы и познаем все стороны прогресса. Территория сама по себе ничего не значит. Суверенитет давно превратился в миф. Государство – закончилось.

Фокус.ua