Чем обернется для жителей Галичины Олимпиада-2022

Национальный олимпийский комитет Украины подал официальную заявку на проведение зимней Олимпиады-2022 во Львове

Национальный олимпийский комитет Украины подал официальную заявку на проведение зимней Олимпиады-2022 во Львове. Отцы города заверили, что в самом Львове могут пройти соревнования ледяного олимпийского кластера, а снежные состязания примут Тисовец и закарпатская Боржава. Этим горным селам далеко до мировой славы немецкого Гармиш-Партенкирхена и даже казахского Медео, но зимние олимпиады не зря ведь считаются "стартами провинций". Вот и украинским Карпатам может выпасть шанс. Вопрос лишь в послестартовой траектории и точке приземления.

Олимпийские ожидания Галичины легко вписываются в тренд. Украина стала страной со спортивным уклоном. Политические лидеры и акулы капитала заполняют VIP-трибуны на футбольных матчах. Боксер возглавляет парламентскую фракцию, а бывшие борцы и прочие герои спорта, способные дать отпор коллегам-оппонентам,— желанные гости в любом партийном списке. Стадионы превратились в главные сооружения, потеснив мосты, заводы и электростанции.

Советский Союз иностранцы называли "Верхней Вольтой с ракетами". Проведение Евро-2012 и олимпийские амбиции возводят Украину в ранг "Верхней Вольты со стадионами".

И тут непросто удержаться от параллелей. Во времена моей юности школы или классы со спортивным уклоном чаще всего означали, что всем остальным там занимались постольку поскольку. Читать и считать, конечно, учили, но не более того. Шутка о том, что "было у отца два сына, один умный, а второй спортсмен", родом из той эпохи. Сегодня, когда спорт — чуть ли не единственный повод хоть изредка гордиться родиной, о втором сыне уже и шутить не с руки. Общеобразовательная программа страны тем временем нервно курит в отведенной ей резервации.

Карпатский край в этом смысле мало чем отличается от остальной Украины. Но специфика все же есть. Сельский уклад жизни стал для этого региона консервантом, уберегшим здешнюю цивилизацию от культурных революций ХХ века.

В предгорьях Карпат эпически медленно гаснет деревенская архаика, все еще цементирующая местную жизнь. Спорт в ней живет не в элитарно-чемпионских проявлениях, а в качестве далекой от карьерных напряжений физкультуры. Туристы внесли в этот уклад новые акценты, но до сих пор не хватало знакового события, чтобы дать отмашку наступлению новых времен. Кто-то полагает, что таким событием станет карпатская Олимпиада.

Между тем от словосочетания "новые времена" для местных не веет романтикой. Даже естественная урбанизация Галичины проходит болезненно. Лишенные промышленности административные центры превращаются в города-паразиты, неспособные прокормить свое население, живущее за счет дотаций и денег, присылаемых из-за границы заробитчанами. Поэтому большинство цепляется за прежний уклад. Бедно, зато надежно.

Карпатская Олимпиада грозит стать для этого мира детонатором радикальных перемен. Если даже лыжные курорты местные священники-традиционалисты называют язвами и нарывами на теле Галичины, то Олимпиаду им впору сравнивать с чумой или оспой. Уже само строительство олимпийских объектов грозит открыть карпатский край для потоков трудовых мигрантов. А за ними в девственные горные долины придет XXI век со всеми его постмодерными прелестями и социально-культурными парадоксами. Тенденции превращения карпатского населения в сервисный придаток туристической отрасли получат мощный ускоряющий импульс.

Понимая это, обыватели Галичины настроены скептически. Да, соглашаются они, в край придут миллиардные инвестиции. Но кто будет осваивать эти миллиарды? Местные? Вряд ли. И какую цену придется за это заплатить?

Знакомый львовянин улыбается, услышав об олимпийских претензиях родного города. В том, что МОК отдаст зимнюю Олимпиаду-2022 Львову, он, мягко говоря, сомневается. А еще вспоминает Евро-2012 и простаивающий после чемпионата помпезный стадион на южной окраине города. Даже если Олимпиада состоится, говорит он, все будет как всегда: деньги разворуют, объекты не окупятся. Потом львовянин рассказал мне гуцульский анекдот в тему: "Сидит старый гуцул на карпатской полонине, курит трубку. Глядь, из ущелья вылетает дракон и кричит: "Оле-оле-оле-оле!" Старый гуцул вынимает трубку изо рта, неодобрительно качает головой: "От клята тварюка, знов спортсменів нажерлась!"

Владимир Ешкилев
писатель