Сила воли. Чем отличается новая газовая война Украины с Россией

Газпром перекрыл поставки газа в Украину и первым успел с иском в Стокгольмский арбитраж. Шансы в суде — 50/50, и если разбирательство продлится до конца года, зимой мы рискуем оказаться без отопления и горячей воды: закачанного в хранилища газа просто не хватит, чтобы обеспечить собственные нужды и транзит

президент.рф
президент.рф

Ситуация все больше напоминает 2009 год — самый тяжелый эпизод почти 20-летней газовой войны с РФ, когда Украина и Европа оказались без газа на пике холодов. Но есть одно принципиальное отличие.

Пять лет назад в качестве просителя выступала именно Украина. Тогда в обмен на возобновление поставок и снижение цены мы подписали кабальный контракт, получив в итоге самый дорогой газ в Европе. Так же было и в 2010-м, когда за скидку был сдан Севастополь до 2042 года. По такому же сценарию развивались события и осенью 2013-го. Чтобы получить газ по $268, прошлая власть отказалась от евроинтеграции и, по сути, сдала России промышленность. Сейчас события развиваются иначе.

Украинское правительство проявило волю, настаивая на изменении формулы цены. В итоге на июньских газовых переговорах Украина — ЕС — Россия Москва предложила Киеву скидку в $100 сама: первой, ничего не требуя взамен. Мы отказались, поскольку россияне предлагали снизить цену за счет экспортной пошлины (хотят — дают скидку, хотят — отменяют). В результате спор "переехал" в Стокгольм.

Чем бы ни закончилось нынешнее разбирательство, Украина сумела разорвать порочный круг. Это действительно большое достижение в газовой сфере, первое за 23 года независимости: отстаивая право покупать газ по разумной цене, в 2014-м Украина не сдала России ничего. В отличие от всех остальных газовых конфликтов с северо-восточным соседом, которые происходили с 1991-го. Жаль, что впервые это случилось только сейчас.

Владимир Хомяков, заместитель главного редактора, Фокус