Перемены, которых мы ждем. Могут ли украинцы рассчитывать на лучшее будущее

Ментальные изменения в Украине произошли, но пока еще не очень ясно, будут ли они инвестированы в нужное направление

Евромайдан в Киеве / Фото: Getty Images
Евромайдан в Киеве / Фото: Getty Images

Последние два года для Украины были поразительно разными. Один год был пиком Семьи Януковича, следующий стал ее концом. Конец выдался кровавым, месть Путина за свержение своего ставленника может завершиться руиной. Чьей именно, зависит от новой украинской власти.

Нам довелось жить в эпоху перемен. Некоторые катаклизмы — и положительные, и трагические — произошли либо путем невероятных жертвенных свершений, или же вопреки нашей воле. А некоторых перемен, выстраданных десятилетиями, украинцы ждут до сих пор, снова и снова доверчиво возлагая надежду на каждую новоизбранную власть.

Образ Украины изменился. В феврале 2014-го она превратилась в форпост европейской цивилизации против орды. Если страна падет, под ударом окажутся ее соседи. Европа знает это и рассматривает Украину как последний замок, после разрушения которого может начаться третья мировая.

Поэтому вопрос безопасности, особенно сейчас, является одним из ключевых условий существования нашего государства, и бездеятельность в этой сфере — преступление. Безопасность — это не только финансирование армии, но и национальная оборонная доктрина. Несостоятельность внеблокового статуса Украины была доказана еще в Крыму. Выводы не сделаны. Новый руководитель НАТО Йенс Столтенберг красноречиво сообщил, что заявки от Украины на членство до сих пор нет. На фоне аннексий и войны это выглядит вредительством. Затягивание с воплощением решений, принятых еще на сентябрьском заседании Совбеза, также вызывает ряд вопросов к руководству государства.

Без присоединения к евроатлантической системе безопасности Украина не сможет защитить неприкосновенность остальных территорий, не говоря уже о возвращении аннексированных. К сожалению, тема присоединения к НАТО стала разменной монетой в предвыборной борьбе. Выборы закончились, и сейчас надо начать тяжелую, но необходимую работу по вступлению в Альянс. Путь будет непростым, так как условия вступления в НАТО предусматривают построение в Украине европейской демократии, а это и преодоление коррупции, и экономические реформы. А главное, что крайне необходимо именно сейчас, — модернизация армии и вмонтирование ее в натовскую систему военного обеспечения.

Необходимо менять положение дел, когда добровольцам на фронт Минобороны присылает оружие времен Второй мировой. С пулеметом – на танк, с одним бронежилетом на двоих — под "Град". Так же, как до того, с брусчаткой — на "Беркут", а с коктейлем Молотова — под прицел снайпера. Таким образом мы теряем лучших.

Худшие остаются. В борьбе с чиновниками Украина проигрывает. По крайней мере, пока. Коррупция выносливее Януковича и его клики. Она никуда не сбежала. Не исчезли взятки и бумажно-разрешительный маразм, депутаты-предатели и депутаты-покупатели голосов.

Бесконечное терпение и дальше остается христианской добродетелью простого украинца, однако оно не является социально положительным качеством. Хотя временами оно лопается, и тогда мы получаем "люстрацию" мусорными баками. Это должно было бы стать для власти всех уровней отчетливым сигналом, что потребность в переменах достигла критического уровня, и она (власть) балансирует на лезвии бритвы. Народ сейчас действительно готов терпеть жесткое затягивание поясов, но только при условии, если появятся признаки того, что власть начинает менять свою суть. Ибо недопустима ситуация, когда кто-то отдает последнюю копейку, а в то же самое время другие наживаются на тендерах или продают налево лекарства и оружие.

Наряду с вопросом нацбезопасности проблема коррупции — одна из самых важных. Это базис, без которого любая надстройка теряет смысл. Вообще, ритуальные танцы вокруг проблемы украинского взяточничества начались, наверное, еще 20 лет назад, но никаких успехов, то есть наглядных примеров эффективной борьбы с ним, не было. Не можем мы похвалиться ими и сейчас.

Что и говорить, если даже автор хрестоматийной аферы с вышками для добычи углеводородов на шельфе Черного моря, в следующем созыве будет писать для нас законы. И это, к сожалению, далеко не единственный пример.

Размножение новых структур для "борьбы с коррупцией" лишь создает дополнительные рычаги давления в руках власти. С коррупцией надо не только бороться, но и побеждать. Отсутствие хотя бы каких-то успехов нынешнего руководства на этом направлении порождает недоверие общества и углубляет пропасть непонимания между ними. Новые генпрокуроры не сподобились предложить систему реформирования возглавляемой ими структуры. Новый закон о Генпрокуратуре — лишь намек на начало реформирования. Прокуратура утратила право вмешиваться в гражданскую жизнь, оказывать влияние на граждан и бизнес, но никаких ощутимых успехов в борьбе со взяточничеством не достигла.

Между тем в Украине изменились порог страха и ощущение времени. Порог стал ниже, а время летит все быстрее. Только вчера сепаратисты проводили референдум в Крыму, а сегодня украинцы готовы смириться с потерей части Донбасса. Только вчера смерть Нигояна прошила души снайперской пулей, а сегодня Украина тысячами хоронит погибших. Трагедия становится будничностью. А такая будничность — трагедией.

Но перемены в Украине произошли, и перемены эти — ментальные, характеристические. Другое дело, во что они будут инвестированы. Не променять бы на мелочи то, что досталось такими жертвами. Может случиться и так. Хотя верить, как всегда, надо в лучшее.