Вдруг вы не заметили, ученые пообещали, что скоро смогут людям головы пришивать. Это открывает бесконечные перспективы.
Нейрохирург Серджо Канаверо на конференции Американской Академии хирургов ортопедии и неврологии, проходившей в конце февраля в штате Мэриленд, был предельно конкретен: так и так, в 2017 году в Лондоне проведу первую операцию. Уже где-то, значит, вертится на шее голова, которую… И ходит-скачет, ни о чем не подозревая, тело, на которое… Бррр.
Скептики, конечно, сразу накинулись. Дескать, такое уже было, причем советский доктор Демихов сделал подобную операцию на собаках еще в 1954 году. И напомнили итальянцу, вдруг он не знает, что еще никому не удавалось восстановить функции рассеченного спинного мозга, поэтому в экспериментах вторая голова подсаживалась животному к первой – без замены. Если этого не делать, тело не оживет.
Вторая голова у человека – это как-то слишком, несмотря даже на бодрую поговорку, что три лучше. Но Канаверо уверяет, что его пациент будет двигаться и даже разговаривать собственным голосом – ноу-хау.
Некоторые сходу указали на этическую проблему: если что, дети-то, выходит, будут донора, а не хозяина головы. Ну, биологически. Даже в такой щекотливой ситуации люди почему-то в первую очередь думают о сексе.
А вот, допустим, усовершенствуется эта технология пересадки головы до уровня относительной безопасности – и вот вам бессмертие. Знай только, меняй износившееся бренное тело. Да, на всех стариков молодых доноров не напасешься, и это будет привилегия очень богатых. Но будто сейчас сложные операции доступны кому-то другому. Там возникнет другая проблема: тело молодое, а маразм вековой.
И, раз уж разговор зашел о сексе, для богатых любовников станут проводить обмен телами, чтобы они могли ощутить, каково это, быть мужчиной/женщиной. А потом, по желанию, обратно. Коммерческая реклама: "Кто не менялся – тот не любил".
Все это, конечно, вызовет в определенных кругах легкомысленное отношение к собственному телу: подумаешь, испортилось – поменяю. Можно и злоупотреблять. Культ здоровья – для бедных. Со временем разовьется бизнес сдачи тел с интересными, например, атлетическими, возможностями напрокат.
Итальянский доктор хочет помочь тем, кому в нынешнем теле не жить, болезнь убивает. Но так всегда: получая от науки новые возможности, люди обязательно применяют их каким-то невообразимым образом. И это свойство от человека неотделимо, даже если мы когда-то, как обещают, окончательно избавимся от физической оболочки и переберемся жить в большой красивый компьютер.