Невиданные жертвы. В чем суть принятых поправок к бюджету-2015

Принятие правительственных поправок к бюджету-2015 открывает Украине путь к расширенной программе кредитования МВФ на общую сумму в $17,5 млрд. Ради нее властям пришлось пойти на непопулярные меры

Фото: Арсений Яценюк / Facebook
Фото: Арсений Яценюк / Facebook

Коррекция госбюджета-2015 была запланирована еще при его принятии в конце прошлого года. Поэтому рассчитывать на то, что новая версия будет содержать какие-либо "прорывы" в сфере реформ, не приходилось. Основной смысл изменений — пассивная адаптация к пересчитанным макроэкономическим показателям, которая делает главную смету страны более достоверной. В результате доходы бюджета были увеличены на 22 млрд грн (до 498,2 млрд грн), а расходы – на 35 млрд грн (до 563 млрд грн).

Пересчет диктовался новым прогнозом девальвации гривны (теперь бюджет сверстан на основании курса 21,7 UAH/USD) и ориентиром инфляции с учетом роста тарифов на электроэнергию (на 5–50%) и газ (в 3–6 раз). Правительство ожидает, что потребительские цены в 2015 году вырастут на 26%, хотя ранее закладывало в бюджет 13,1%.

В связи с такими прогнозами не удивительно и увеличение на 27 млрд грн плана налоговых поступлений, прежде всего за счет нагрузки на потребителя: бюджет дополнительно получит 5 млрд грн от внутреннего НДС и 11 млрд — от таможни ("импортный" НДС и пошлины). Зато увеличение вдвое рентных платежей (+9 млрд грн) более похоже на составляющую налоговой реформы. О недостаточном обложении доходов от использования недр говорили давно.

Успехом можно считать тот факт, что МВФ не только не потребовал сокращения бюджетных расходов в целях консолидации дефицита, но и не возразил против увеличения расходной части на 36 млрд грн, а дефицита — до 4,1% ВВП. Впрочем, секрет прост: фонд традиционно оценивает совокупный дефицит госсектора, в который входят дефицит Пенсионного фонда и Нафтогаза. Де-факто произошел перенос части дефицита этих структур в рамки госбюджета. Нафтогаз получил опосредованную поддержку за счет увеличения бюджетных ассигнований на субсидии населению. Еще часть совокупного дефицита перенесена на население — в виде сокращения выплат работающим пенсионерам (на 15%) и повышения коммунальных тарифов.

Очередная версия бюджета не стала благоприятнее для экономического роста, хотя и содержит несколько новых стимулов

Но двойное увеличение расходов на субсидии до 24,4 млрд грн не компенсирует изъятия части денег работающих пенсионеров. Субсидии будут идти сразу Нафтогазу и, учитывая импортное происхождение половины потребляемого газа, в погашение посчитанной уже по новому курсу внешней задолженности. Туда же последует львиная доля дополнительных 18 млрд грн, направляемых на обслуживание госдолга. Часть потребительского ресурса, разблокированная повышением доступности субсидий для населения, вряд ли будет значительной. Так что новая версия бюджетной политики не стала благоприятнее для экономического роста.

Впрочем, есть и некоторые исключения. По сообщениям правительства, увеличиваются ассигнования на компенсацию кредитных ставок аграриям, строительство жилья для участников АТО, поддержку вынужденных переселенцев. Это должно подтолкнуть экономическую активность. Потенциально стимулирующими могут стать и оборонные расходы, если, конечно, максимально разблокировать доступ к закупкам продукции отечественного бизнеса.

В целом девальвационные потери бюджета выглядят явно более значительными, чем девальвационные выгоды, поэтому соблюдение запланированных показателей валютного курса наверняка будет одной из определяющих задач правительства и НБУ. Нацбанк, в свою очередь, привычно сводит борьбу с девальвацией к борьбе с ликвидностью, попутно лишая надежды на использование кредитного "плеча" для стимулирования внутреннего спроса.

В условиях растущей жесткости в финансовом секторе и пригодились бы институциональные реформы. А они, как известно, состоят не в том, как поделить остающееся богатство, а в том, как создать условия, чтобы это богатство сохранить и приумножить. В дискуссиях о пенсиях как-то потерялись правительственные законопроекты об усилении защиты прав инвесторов, детенизации фонда оплаты труда, упорядочивании государственных инвестиционных программ. А ведь именно они могли стать главными факторами восстановления экономического роста.