Кошелек или Путин
В России приходят к мысли: спасали рейтинг Путина – загнали страну. Смешно и грустно, если сопоставить их масштабы
Люди постарше помнят советский армейский анекдот, в котором предписывается в случае ядерной бомбардировки не падать по инструкции на землю ногами в сторону взрыва, прикрывая руками голову, а в первую очередь спасать дорогого товарища прапорщика. Никто на нынешнюю Россию не нападает, но операция по спасению кремлевского прапорщика идет полным ходом. В ущерб себе.
31 марта Комитет гражданских инициатив — организация, созданная экс-министром финансов России Алексеем Кудриным, презентует доклад о спасении прапорщика. То есть название, безусловно, иное: "Между Крымом и кризисом: почему изменились социальные установки россиян?". Автор — бывший руководитель правительственного Центра стратегических разработок экономист Михаил Дмитриев, тот самый, который в своих наделавших шума докладах в 2011–2012 годах зафиксировал серьезный рост недоверия граждан Российской Федерации к власти. Из ЦСР ненадежного специалиста вытеснили, а год назад, в начале "русской весны", Дмитриев был избит у подъезда собственного дома. Конечно, случайно.
Прорывов и необычных откровений в докладе нет, все-таки Кудрин, рекордных 11 лет проработавший в правительстве при Путине, в число оппозиционеров не входит. Но тем интереснее и важнее анализ произошедшего и выводы: что сейчас в головах у умеренных путинистов?
Замораживание конфликта в Украине или полное его прекращение вернет недовольство властью, царившее в России накануне авантюрного 2014 года
К концу 2013 года — началу 2014-го, когда в России начал расти запрос на видимые результаты развития, а с ним и претензии к действующей власти, считает автор доклада, фокус общественного внимания был переключен на внешнюю политику. Представителей разных социальных групп и интересов под влиянием пропаганды объединил так называемый "защитный патриотизм". Рейтинг президента-"защитника" подскочил до исторических максимумов.
Но дальнейшая эксплуатация защитного патриотизма ограничит возможности экономического роста. А ведь рейтинги в России, как показывают исследования, всегда были напрямую связаны с экономическими настроениями населения — они уже очень невеселые. Сколько может продлиться нынешняя аномалия: высокий рейтинг президента и негативные экономические ожидания? Как долго будут объединены интересы сторонников стабильности и тех, кто жаждет от России новых подвигов против вдруг откуда-то взявшихся многочисленных врагов? Никто не знает.
С другой стороны, замораживание конфликта в Украине или полное его прекращение неизбежно вернет настроения, царившие в России накануне авантюрного 2014 года: недовольство властью, не демонстрирующей успехов на внутренней арене, не удовлетворяющей общественный запрос на развитие. Но уже в менее благоприятных внутренних и внешних условиях.
И так плохо, и сяк нехорошо. Спасали рейтинг Путина – загнали страну.
Никаких рецептов Дмитриев не предлагает. Он не врач, он диагност. Прямо не говорит: все дело в "прапорщике", но умным и так понятно, а остальные пока не готовы правду принять.
Россия споткнулась о Путина. Смешно и грустно, если сопоставить их масштабы.