Свобода на крови
Почему Украина не состоялась бы как страна без войны, смертей, беженцев и лишений
Шесть тысяч погибших. Сотни тысяч беженцев, аннексированный Крым, война на востоке страны, кровь, ужас, несколько миллионов мирных жителей в заложниках у пророссийских боевиков. Рекордное падение экономики сопоставимое с последствиями кризиса 2008-го. Соседняя Россия, захлебнувшаяся в психозе ксенофобии, ненависти, пожеланий "радиоактивного пепла" и любви к недофюреру.
Можно ли было всего этого избежать? Да. Но цена оказалась бы выше, чем сейчас.
Я знаю, что сейчас многие готовы в меня плюнуть. Но повторюсь: несмотря на весь ужас, кровь боль и страдания, происходящее сродни ампутации для тяжелого больного с гангреной - без наркоза. Это страшно, больно и ужасно. Но если бы не все это, Украина имела все шансы не состояться как государство. Даже после 23-х лет независимости.
Лет 15 назад я очень любил эссе Густава Водички, начинавшееся так: "Украина — это капище невозмутимых мудрецов. Наш главный религиозный ритуал — упорное ожидание бесплатного чуда. Говорят, что под лежачий камень вода не течет. Украинцы с этим не согласны. Мы триста лет сидели сиднем в центре Европы и ждали "самостийности". Бог не выдержал такой наглости и свершил чудо".
В 1990-х действительно казалось именно так. Но чуда не вышло. За следующие полтора десятилетия страна превратилась в болото, живущее по правилу "моя хата с краю". Редкие просветления не в счет.
Это был последний шанс. Без него не появилось бы армии и тысяч волонтеров. Без него не стали бы сажать чиновников, разгонять милицию, на равных разговаривать с Россией
Я помню ощущение "руки опустились", которое появилось где-то в 2006-м. Когда "люби друзи" ухитрились канализировать, спустить на тормозах и заболтать порыв миллионов людей, которые привели их во власть. Это ощущение продержалось лет шесть. И сменилось несмелым оптимизмом, когда примерно в 2012-м стало понятно, что тогдашняя власть делает все, чтобы ее, родимую, "вынесли на вилах". Если бы этого не произошло, сейчас мы были бы сателлитом России, крепко подсаженным на кредитную и газовую иглу. Недостраной с недонацией – как об этом мечтал президент северо-восточной недоимперии.
"Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение". Высказывание третьего президента США цинично по форме и абсолютно верно по содержанию. И тот ужас, который выписали нашей стране в небесной канцелярии, выписан не просто так.
По сути это был последний шанс. Без него не появилось бы армии и тысяч волонтеров. Без него не стали бы сажать неприкасаемых чиновников, разгонять милицию, на равных разговаривать с Россией и, пожалуй, впервые за двадцать три года внятно, с гордостью и достоинством вести себя на международных переговорах. Без него мы вряд ли осознали бы, что с северо-восточным соседом, 45% населения которого оправдывает массовые убийства "величием" государства, нам не по пути. В конце концов, без него у нас – впервые за два с лишним десятилетия независимости – не появилось бы гордости за Украину и украинцев. Я имею в виду всех нас – украинцев, русских, белорусов, молдаван, крымских татар, венгров, евреев, армян и всех остальных, живущих в этой стране.
Несмотря на все произошедшее за последние два года и все происходящее нынче, сейчас я больший оптимист, чем пять, десять или пятнадцать лет тому назад. Страна впервые перестает жить упорным ожиданием бесплатного чуда – ей просто не оставили другого выхода.
А нынешние испытания мы переживем. Господь не посылает их сверх наших сил.