У кого деды дедее

Украине не следует вступать в пропагандистскую гонку по поводу Дня Победы

Фото: rumol.org
Фото: rumol.org

Россия, как принято было говорить раньше и все чаще снова говорят на советский манер, встала на праздничную вахту. Она последнее время так и живет – от вахты к вахте. Отстояла олимпийскую, отгуляла крымскую. Но 70-летие Победы занимает особое место даже среди этих исключительных по резонансу событий.

Трудно даже представить, чем будет жить страна, когда георгиевские ленточки утратят юбилейную актуальность. Кажется, они еще как-то держат вместе, связывают разваливающиеся смыслы тамошнего существования, потому черно-оранжевой продукции так избыточно много. А ну, развяжутся? Впрочем, послеюбилейную волну можно чуть протянуть, а там и до 75-летия рукой подать.

По всей стране идет череда мероприятий. Танцуют патриотично-эротические танцы дети, ездят по местам боевой славы православные мотоциклисты. Копии Знамени Победы водружают на Эвересте, погружают в прорубь в Якутии и отправляют в космос на орбитальную станцию. Депутаты Госдумы под звуки "Священной войны" (музыка Александрова на слова Лебедева-Кумача) дают старт эстафеты памяти и славы: флаги городов-героев пронесут по улицам "столиц братских государств и по городам освобожденных в 1941-1945 года стран". Это со слов спикера Сергея Нарышкина, какие страны были освобождены, например, в 1941-м – вы у него спросите. Интересно, что международный патриотический проект называется "Мы победили вместе".

И вот тут интересно. Победили-то вместе. Ничто так не разрушает пропагандистские мифы о "фашистской Украине", как факт этой совместной тяжелой победы. Но к той великой Победе в России постарались дотачать нынешние из ряда вон выдающиеся достижения. Недаром в Крыму орудовали, а в Донбассе продолжают орудовать боевики с теми же ленточками. Праздновать мы точно будем разное.

Попытку показать разницу предприняло креативное агентство TABASCO. Его два ролика ко Дню Победы вызвали у большинства украинских зрителей восторг. Великая сила искусства: заставьте работать чувства, и критическая функция сентиментально даст слабину. Удалось.

Чего не удалось, так это уйти от российской концепции "деды воевали". Что тут же поставило создателей в двусмысленную ситуацию. Воевали, на самом деле, прадеды, и показанный нам разговор внука/внучки и деда/бабушки – чистая выдумка. То есть, эмоционально заряженные сюжеты по определению выдумка, а выходит выдумка-выдумка, и искренность создателей уже под сомнением.

В ролике, оттолкнувшись от сакральной семейной опоры, младшее поколение убегает воевать уже нынешнего супостата − зеркальное отражение российской подачи "освободителей Новороссии". И победа 1945 года так же смешивается с грядущей победой: "Помним. Гордимся. Победим".

Нет, конечно, можно и так, зрительский успех показывает, что можно. Вот только нужно ли ввязываться в битву за Победу, да еще по навязанной пропагандисткой кальке? Многие ведь так и восприняли ролики – в первую очередь как удачный ответ российской пропаганде. А это согласитесь, сильно принижает значение важной даты, низводит ее до конъюнктурного повода пободаться с противником в поле символов.

Не нужно даже пытаться переплюнуть истеричную взвинченность и демонстративный размах празднования в России, это и бесполезно, и нехорошо. Разве мы чтим своих павших и выживших в боях потому, что на нас кто-то пристально смотрит и может в чем-то упрекнуть? Наша боль, наша память, наша ответственность.