Искусство собирать. Как научиться отличать стоящие предметы искусства от барахла
Для того чтобы научиться разбираться в искусстве и собрать арт-коллекцию, которая в будущем позволит не думать о хлебе насущном, есть два пути
Первый — найти себе "проводника", который поможет понять искусство. Таким проводником может стать искусствовед, частный дилер, галерист, аукционист. То есть человек, для которого искусство — профессия. Правда, не все "проводники" добросовестны. Оценивая коллекции новых клиентов, мы порой сталкиваемся с тем, что половина работ из их собраний не имеет ценности, а то и вовсе подделки. После общения выясняется, что коллекцию им помогал составлять частный арт-дилер, информации о котором нигде нет. Поэтому важный совет — присмотритесь к будущему наставнику, изучите его биографию и историю его компании, почитайте о нем в интернете, соберите отзывы. Ведь именно от его советов в будущем будут зависеть ваши арт-приобретения.
Этот путь — самый правильный и самый легкий. Второй значительно сложнее и интереснее. Тут нужно научиться понимать искусство самостоятельно, методом проб и ошибок. Самообразование работает по тому же принципу, что и обучение с наставником: посещение музеев, галерей, арт-ярмарок, аукционов, штудирование тонн литературы. На этом пути вас может ждать много набитых шишек в виде покупок ничего не стоящих картин. К этому нужно быть готовым. Например, начинающие коллекционеры часто полагают: раз работе много лет, значит, надо брать. И покупают аматорское искусство или же плагиат, которому 50 лет. Во все времена существовали гении и подражатели. Скажем, есть Айвазовский, картины которого стоят сотни тысяч и даже миллионы долларов, а есть его подражатель — художник Григорий Капустин. Новичок не увидит разницы между работами этих авторов.
Чтобы разница была для вас очевидна, учебу придется начинать с основ — почитать об истории искусства, разобраться в основных периодах и течениях, изучить главные мировые шедевры. Понравился какой-то художник — узнайте, где находятся его работы, съездите и посмотрите на них, если они выставлены в публичных коллекциях. Восхищаться Моне, не видя оригиналов его работ, можно, конечно, но лучше купить тур в Париж и увидеть творения своими глазами.
Восхищаться Моне, не видя оригиналов его работ, можно, конечно, но лучше купить тур в Париж и увидеть творения своими глазами
Важно помнить: качественное искусство в 99,9% случаев создают художники со знанием основ рисунка, анатомии. Даже по абстракции можно определить профессионализм художника. Движения кисти в работах мастера более уверенные, соотношение цветов — гармоничное. Это те вещи, которые художник приобретает лишь с опытом.
Многие без излишней скромности уверяют, что, мол, я бы запросто нарисовал "Черный квадрат" Малевича. У меня в таких случаях всегда возникает вопрос: так почему же не нарисовал? Мало кто знает, что в "Черном квадрате" вовсе нет черной краски. Цвет достигнут путем смешения множества красок. Люди с развитым воображением вообще видят цветной куб, а не черный квадрат. Все это — заслуга автора и его мастерство.
Чтобы получить исчерпывающую информацию об интересующем художнике, достаточно воспользоваться интернетом — на сайтах галерей, аукционных домов, выставочных центров, справочных ресурсах точно что-то найдете. Коллекционера-новичка в первую очередь должны интересовать участие избранного автора в выставках и рыночная стоимость его работ — где продали, когда, за сколько. Работы автора в собраниях национальных музеев говорят о том, что этот художник уже вписан в историю искусства — в экспозицию не допускаются аматоры.
Важное замечание: во время обучения не стоит зацикливаться на одном направлении, нужно охватывать все грани творчества – от классики до современного концептуального искусства.
После окончания начального общеобразовательного курса по искусству у новоиспеченного коллекционера очертится круг интересов — он поймет, к чему лежит его душа.
Иногда вкусы меняются кардинально. Мой опыт — тому пример. Я вырос на любви к классическому искусству, папа — коллекционер живописи, графики, русских икон. Так что с детства это была естественная для меня среда. Примерно в 20 лет увлекся современным искусством. Думаю, повлияли новые технологии, хай-тек в дизайне, да и в целом желание чего-то нового. До сих пор ему верен.
В приобретении предметов искусства и коллекционировании есть магия шестого чувства — к своему внутреннему голосу, интуиции непременно стоит прислушиваться. И собирать те произведения, которые действительно нравится и понятны.