Не обижайте маленьких. Рецепты Бендукидзе
Почему украинскому малому бизнесу пока рано жить по "взрослым" правилам
Еще в этом году поставить электросчетчик в офисе или магазине станет вдвое проще. Процедура "хождения по мукам за разрешениями" сократится с 277 дней до 125. Соответствующую "концепцию изменения правил для подключения к электросетям" малого и среднего бизнеса 15 июля презентовали НКРЭ совместно с USAID.
Дело категорически полезное и нужное, если бы не одно но. В рассылке о событии — буквально с первых слов — нововведение подается как "подымающее Украину в рейтинге Doing Business". Действительно, изменение даже одного из 10 параметров, по которым составляется Doing Business, гарантированно переместит Украину в первую половину рейтинга (сейчас Украина как раз под этой чертой. — См. ниже Украина в Doing Business). Но говорить об этом как о цели означает полное непонимание происходящего в малом и среднем бизнесе. Которым, увы, грешат даже самые прогрессивные представители нынешней власти. Причем абсолютно на всех уровнях — от районной администрации до президента.
Простой пример: пару дней назад под моим домом (в районе метро "Житомирская") "выкорчевали" МАФ-разливайку. Сегодня ночью вслед за ней отправился пивной киоск, которого, в отличие от разливайки, лично мне будет категорически не хватать. Когда я делился своей печалью в редакции, приятель пошутил, что следующим будет хлебный киоск. На самом деле "свежий грузинский хлеб" у нас выкорчевывали уже раза три — сейчас он перебрался подальше от выхода метро, устроившись по соседству с еще одним МАФом — фирменным магазином Roshen.
Что изменится, если эти ларьки можно будет проще подключить к электросети? Ничего. Потому что и первый, и второй, и третий, и четвертый установлены незаконно. В Киеве нет вообще ни одного абсолютно чистого перед законом МАФа. Это я к тому, что большинство реальных проблем малого бизнеса совершенно не учитываются в Doing Business. Все же это рейтинг скорее для взрослых экономик, а не тех, которым едва минуло 20 лет.
Игнорирование этого факта критично. Поскольку власть (навязывая кассовые аппараты, "пивные лицензии", полноразмерные налоги и пр.) не понимает одного простого факта: украинскому малому бизнесу рано жить по "взрослым" правилам. Ведь он даже не прошел стадию первоначального накопления капитала. Ему просто не дали, поскольку все 20 лет миллионы предпринимателей тратились на расширение бизнеса по остаточному принципу, вкладывая в бизнес деньги, оставшиеся после раздачи взяток за крышевание МАФов, подключение к электросетям, в налоговую и т. п.
Две трети средств, полученных в обход налогообложения, практически сразу вливаются в легальную экономику
В развитых странах подход к налогообложению малого бизнеса жестко ранжирован. До годового оборота, не превышающего 2–5 средних зарплат (то есть десятков или сотен тысяч долларов США), доходы частных предпринимателей чаще всего вообще налогами не облагаются. При превышении этого порога предприниматель обязан платить подоходный налог и выплачивать налоги с зарплат наемных работников, но отчитывается он, как правило, раз в год, а весь его бухучет сводится к тетрадке с доходами и расходами. Он добровольно может стать плательщиком налога с продаж или местного аналога НДС, чтобы вести операции с крупными контрагентами. И только когда его оборот начинает исчисляться суммой с шестью нулями, вступает в действие обычная система налогообложения. У нас последнюю пытаются ввести практически для всех. И не надо говорить, что "единый" налог сильно отличается от нее. "Единым" он был после своего введения в конце 1990-х и давно перестал быть таковым.
Тридцать лет назад феномен "запретительного предпринимательства" изучал перуанский экономист Эрнандо де Сото. "Официальные власти страны по традиции склонны использовать закон, чтобы перераспределять богатства, а не помогать их создавать, — писал он в книге "Иной путь". — С этой точки зрения закон является механизмом дележки постоянного объема благосостояния между различными группами. Государство, не представляющее, что богатство и ресурсы могут умножаться, что этому должна способствовать соответствующая система институтов и что самые простые люди способны создавать богатство, считает прямое перераспределение единственным приемлемым подходом".
Покойный Каха Бендукидзе точно читал де Сото. При нем, осенью 2010 года, грузинский микробизнес с годовым оборотом до $17 тыс. вообще перестал облагаться налогом. Хотя Грузия тоже пришла к этому не сразу: в 2004-м там отменили мелкие налоги, затем чуть-чуть уменьшили ставки ключевых и лишь после решились на масштабное снижение налоговых ставок и упрощение налогообложения. "Я считаю, что тогда же (в 2004-м. — Фокус) мы допустили и ошибку, — рассказывал он в интервью украинскому Коммерсанту в 2010 году. — Мы боялись, что резкое снижение налогов вызовет проблемы бюджета. На самом деле упрощение налогообложения привело к значительному росту бюджетных доходов — на 5% ВВП. После этого каждое уменьшение налоговых ставок приводило к небольшому росту бюджетных поступлений".
Навязывая кассовые аппараты, "пивные лицензии", полноразмерные налоги, власть не понимает одного простого факта: украинскому малому бизнесу рано жить по "взрослым" правилам
Не нужно бояться, что не облагаемый налогами микробизнес разрушит экономику. Конечно, многие частники так и не поднимутся выше этого уровня, но и это будет неплохим результатом. Поскольку позволит им улучшить собственное благосостояние, избавляя государство от необходимости расходовать деньги из госбюджета на пособия по безработице, а впоследствии — и на пенсии. Кроме того, бизнес никогда не хранит заработанное под матрасом. По данным исследования теневой экономики австрийского профессора Фридриха Шнайдера, две трети средств, полученных в обход налогообложения, практически сразу вливаются в легальную экономику. Зато те, кто перешел на следующий уровень, как правило, на нем уже не останавливаются. И спустя несколько лет государство получает нового плательщика подоходного налога, а в перспективе — компанию крепкого среднего уровня, а то и больше.
В пример можно привести ту же Грузию, ВВП которой в 2004 году составлял $5,1 млрд. Сейчас этот показатель превышает $16 млрд — процент роста можете посчитать сами. В первый год появления Doing Business (2006-й) Грузия была на 112 месте, а уже в 2010-м поднялась на 12-е. Именно потому что и Бендукидзе, и Саакашвили, и сотни других грузинских реформаторов не путали причины и следствия.