За котика ответишь. Почему люди готовы мстить за убитых любимых зверей

У американца, убившего на охоте африканского льва, большие проблемы. Теперь хотят убить его самого

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Related video

Уолтер Палмер не догадывался, в какую проблему влипает, когда договорился с двумя местными зимбабвийцами о том, что за $50 тыс. они создадут ему возможность поохотиться с арбалетом на красавца-льва. Американец ранил хищника, а потом еще было захватывающее 40-минутное преследование добычи.

Вскоре оказалось – Палмер уверяет, будто не имел об этом понятия – что роскошный черногривый лев не простой, а гордость местного национального заповедника, у него даже персональное имя было – Сесил. Король-лев. На территории заповедника охотиться запрещено, поэтому Сесила специально выманили в подготовленную засаду. Осиротели два прайда, которые возглавлял покойный лев.

Факт и обстоятельства гибели Сесила настолько возмутили общественность, что Палмеру, стоматологу из Миннеаполиса, пришлось временно закрыть врачебную практику: его стали донимать пикетами и угрозами. Одно из обществ защиты животных предложило арестовать убийцу, экстрадировать его в Зимбабве и там повесить. Жизнь за жизнь.

Зимбабвийцы, кстати, к произошедшему отнеслись спокойнее. Для них не событие, когда человек убивает хищника, ведь в тех местах нередко происходит наоборот. А сумма в полсотни тысяч долларов, уплаченная американцем за развлечение, просто умопомрачительна для страны, где безработица зашкаливает за 80%.

В США тоже не все накинулись на Уолтера Палмера. "Это что, был какой-то волшебный говорящий лев?" – спрашивает один из комментаторов под возмущенной статьей на одном из новостных сайтов. "Рукоплещу ярости в сети по поводу убийства льва, – пишет знаменитый американский сатирик Энди Боровиц. – Это дает надежду, люди скоро обратят свое внимание на 50 миллионов беженцев на планете".

Человечество становится мягче, оно уже готово жестоко мстить за убитых любимых зверей

Откуда же этот приступ зверолюбия?

Животных люди всегда любили больше себе подобных, они же ми-ми-ми, их любить проще и приятней – в конце концов, хотя бы потому, что они не могут сказать, что они думают по поводу обращения с собой. Литературно-мультяшная традиция тоже сделала свое дело. Книга про знаменитого олененка Бемби австрийского писателя Зигмунда Зальцмана вышла в 1926 году, а через десять лет она была запрещена в гитлеровской Германии, вряд ли потому, что размягчала сердца настоящих арийцев, просто автор был евреем. А в 1942 году, в самый разгар мировой мясорубки, Уолт Дисней делает экранизацию. Зверюшки с большими влажными глазами вызывают огромное сочувствие у людей, убивающих и умирающих в промышленных масштабах.

В деле Сесила, можно даже не сомневаться, огромную роль сыграл лев Симба из диснеевского же классического мультфильма "Король-Лев" – на нем выросло уже несколько поколений, а пару лет назад фильм обновили, подогнав под качество 3D. Одно дело какой-то рядовой безымянный лев, другое – любимец со своим "лицом".

Ну, и конечно, не забываем непрекращающийся культ котиков, на вершине эволюции которых стоят львы.

С другой стороны, мачизм, такой популярный в прошлом веке, – охота, трофеи, снега Килиманджаро – в этом сдает свои позиции. Герой свежего культового сериала "Настоящий детектив" дарит сыну модель бомбардировщика B-2 "Спирит". Но тот совсем не в восторге: "Он убивает людей". Папа тоже убивает людей, не очень от этого счастлив и понимает, что это еще одно препятствие к взаимопониманию с сыном. В общем, смена поколенческих ценностей налицо.

Человечество становится мягче, оно уже готово жестоко мстить за убитых любимых зверей.