Без начальников. Где украинцам искать лидера

Украинская присказка о трех гетманах устарела: по-настоящему не видно ни одного

Громенко Марина, "Майдан", холст, акрил, 2014
Громенко Марина, "Майдан", холст, акрил, 2014
Related video

Среди верных признаков неблагодатности нынешних времен — сожаления об отсутствии сколько-нибудь выдающихся лидеров. Причем жалуются все: американцы с тоской вспоминают Рейгана, британцы — Тэтчер, французы качают головой, созерцая безликий ряд своих президентов, который замыкает чемпион по безликости Олланд. Да что говорить, если в России поклоняются деятелю с прозвищем Бледная Моль. Разве что немцы, кажется, научились ценить неочевидные достоинства Ангелы Меркель и стали звать ее "мамой".

У нас та же беда. Лидерское бессилие лакмусовой бумажкой проявил Майдан: тужились многие, зажечь не смог никто — так, петушиные фальцеты. Выбор Порошенко при всей видимой безальтернативности был холодным, рациональным, большой приязнью там и не пахло, а неприязнь чем дальше, тем больше дает о себе знать. И это нездорово, потому что без достаточного кредита доверия ломать старый мир и возводить новый безумно тяжело. Да чего там — невозможно. Он и не ломает, предпочитая подешевле сторговаться со старым, тем самым лишь усиливая неприязнь.

А попался бы какой завалящий харизматик — как бы дело пошло! Вожди, обладающие загадочным даром влюблять в себя народы, с легкостью режут углы истории, на поворотах не тормозят, а ускоряются, их самих просто прет от поднятого вихря перемен, а с ними прет и остальных. Нужна изрядная доля сумасшествия, чтобы вырваться из плена уютных привычек и догм, но награда за безумие и самоотверженность — выход страны на форсаже в другое качество, а безумцу, возглавившему процесс, — почетное место в учебниках.

Рассчитывать на царя, бога или героя украинскому народу не приходится — только на себя. Это и к лучшему, тем быстрее окончательно выветрится гражданский инфантилизм

Но с фюрерами "хунте" не свезло. Какие-то они у нас до серости нормальные, а в этой своей нормальности — бестолковые. Уж народ и так им пририсовывает экстравагантности, и эдак: подхватили прилепленный Турчинову российской пропагандой ярлык "Кровавый пастор", посмеялись, но и порадовались боевому прошлому "моджахеда" Яценюка. Выглядит нелепо, как кобура на бедре Главнокомандующего. А уж как тащили Яроша в харизматики! А он все спойлерил, пока на днях вообще не заявил, что устал и ему неинтересно брать власть: дикие слова в устах политического лидера, да еще и величаемого соратниками "провідником", нередко с большой буквы.

Отсюда повышенное внимание к Михаилу Саакашвили, уж он-то у себя шороху навел, вдруг и у нас сможет? Но дважды войти в ту же реку мало кому удавалось, а перенести эту реку в другие широты и ландшафты — тем более. Не тот уже грузинский реформатор, а в придачу еще и не там.

Вот и выходит, что рассчитывать на царя, бога или героя украинскому народу не приходится — только на себя. Это и к лучшему, тем быстрее окончательно выветрится гражданский инфантилизм. Выбор между бесконечным доверием, обольщенностью руководством и тотальным недоверием, граничащим с ненавистью, — ложный выбор. Недопустимо ставить все на ненадежную карту какого-то очередного короля или дамы, еще и с высокой вероятностью, что они обернутся шестерками.

Такой, видно, наш удел, чтобы начальники пытались поспеть за народом, а не наоборот. Не останавливаемся, нам ждать их не с руки. Ни в коем случае не останавливаемся. Мешают — уберем.