Крестовый подход. Почему критика церкви непопулярна среди политиков
Скандал с увольнением львовской чиновницы Ирины Магдыш, позволившей себе антиклерикальное высказывание, вызвал волну дискуссий о месте и роли церкви в обществе. Никто из украинских политиков не отважится повторить сегодня слова, брошенные более 90 лет тому назад Михаилом Грушевским делегатам Церковного Собора: "Обійдемося без попів!"
Очень долго социальные науки и разведки мира отказывались видеть в основе глобальных процессов что-либо кроме экономических интересов, борьбы за ресурсы, территории и рынки сбыта. Так они проглядели исламскую революцию в Тегеране, где до 1978 года женщины носили мини-юбки, а после — укутались в чадру. Не сумели предвидеть подъем исламского, индуистского, евангелистского фундаментализмов, религиозный терроризм, волну католического возрождения, "арабскую весну", Исламское государство, наконец.
На наших глазах религия вернулась в большую политику, международные отношения и во власть.
Сегодня, в отличие от начала прошлого века, ни один из мировых лидеров не рискует пренебрегать религиозным фактором. Барак Обама критикует "секуляристов", требующих от верующих оставить свою веру пред дверьми, ведущими в политику. Наше законодательство, говорит 44-й президент США, уже по определению является кодификацией принципов, коренящихся в иудео-христианской традиции.
Канцлер Ангела Меркель заявила: "Христианство сформировало нашу страну... Здесь, в Германии, совершенно ясно, что мы пришли к нашим ценностям через христианство… Мы осознаем: свобода не является свободой от чего-то, свобода дана Богом через его Творение ... Это наиболее важный источник общественного единства".
Николя Саркози во время своего президентства подчеркивал, что в разъяснении различия между добром и злом учитель никогда не заменит священника — заявление, на которое вряд ли решились бы его предшественники. Еще более неожиданными стали выступления о чрезвычайной важности религии премьер-министра Великобритании в 1997–2007 гг. Тони Блэра, в свое время заявлявшего, что "Богом мы не занимаемся". Сегодня же Тони Блэр требует: "Религии должно быть возвращено ее законное место наставника нашего мира, того, что укажет нам путь в будущее... Без веры в Бога XXI век будет духовно бедным и практически бессмысленным".
Сегодня ни один из мировых лидеров не рискует пренебрегать религиозным фактором.На наших глазах религия вернулась в большую политику, международные отношения и во власть
Политкорректные и осторожные во всем, что касается религии, западноевропейские государства то запрещают чадру в общественных местах, то возведение минаретов, то урезают наиболее грандиозные проекты построения мечетей. Сдерживание радикальных проявлений исламского наступления требует более четкого определения собственной идентичности и более мощного ее обоснования, чем предлагаемые безрелигиозной культурой. Европа вспоминает о своих христианских корнях. Она манифестирует их в католической фестивальной культуре и массовых паломничествах в Лурд, Ченстохову, Асизи, Фатиму и Сантьяго-де-Компостелу; в церковных налогах, которые считают необходимым платить шведы и датчане; и, если хотите, в решении Страсбургского суда, установившего, что распятия в итальянских государственных школах не нарушают права человека.
На другом конце планеты правительство премьер-министра Индии Нарендра Моди инициирует федеральный закон, запрещающий переход из индуизма в другие религии и требует защищать индуистскую религию от мусульман и христиан, а председатель КНР Си Цзиньпин хочет "включить религии в социалистическое общество".
Интерес Компартии Китая к религии, в первую очередь — к христианству, которое она хочет ограничивать, контролировать и одновременно использовать в "социалистическом строительстве", более чем симптоматичен. Один из китайских социологов объясняет этот интерес стремлением понять многовековое доминирование Запада: "Вначале мы думали, что дело в вашем мощном оружии. Потом мы задумались над вашей экономической системой. Но в последние 20 лет мы осознали, что дело в вашей религии. Именно христианство сделало возможным капитализм, а затем и успешный переход к демократии. У нас нет в этом сомнений".
Признаков, которые бы указывали на усталость политики от религии и, наоборот, религии от политики, немного. Религия пережила коммунизм и нацизм — двух опасных конкурентов, пытавшихся в ХХ веке занять ее место. Глобализация, сжимающая мир, вопреки ожиданиям, привела к восстанию религий и усилению их влияния на политические процессы. Да и на примере Украины мы понимаем: никто из ее политиков не отважится повторить сегодня слова, брошенные более 90 лет тому назад Михаилом Грушевским делегатам Церковного Собора: "Обійдемося без попів!"