В одном месте. Почему дело было не в Януковиче
Местные выборы отбрасывают украинское общество назад: оно уже достаточно гражданское, чтобы это понять, но недостаточно зрелое, чтобы этому воспрепятствовать
Детские площадки, подачки в пакетах, бессмысленные плакаты, бесстыжие кандидаты. Все как всегда. Мы к таким выборам привыкли. Одна лишь разница: нам, как всегда, не надо.
Интересно у нас получается с выборами после Майдана. Первые, президентские, проскочили без проблем, да и откуда бы проблемы взялись: конкуренции не было, хватило одного тура. Надо было быстро, обстановка требовала — сделали быстро. Победитель не то чтобы нов, но апгрейд по сравнению с предшественниками очевидный.
Парламентские вышли поплоше. Им не предшествовала какая-то предвыборная борьба программ развития страны, поиск новых смыслов, оживленная общественная дискуссия. Так, конкурс картинок. Ладно, опять можно было списать на войну. В Верховной Раде оказалось много случайных людей, за их спинами проскочило немало неслучайных, но обновление было все же заметным — на весомых 56% . Кто бы мог подумать, что за количеством не кроется новое качество.
Местные проходят год спустя и в значительно более спокойной обстановке. За это время можно было нарастить кадровый резерв, продумать ключевые партийные фишки и наработать интересные форматы работы с избирателями. Это могли сделать — кому надо. Оказалось, никому не надо.
Нельзя сказать, будто мы не догадывались, что убрать Януковича мало. За что ни возьмись — все чистить, скрести, дезинфицировать. Но масштабы и уровень загаженности авгиевых конюшен все же не осознавались
Собственно, сильно насторожить должны были уже довыборы в парламент по черниговскому 205-му округу. Ключевые кандидаты — исключительно из "новых", то есть новых, но с некоторыми обязательными пояснениями. Кампания продемонстрировала такой уровень дикости, который и при Януковиче в общем-то не так часто встречался. Наверняка встречался, но не освещался так широко на всю страну. Никакими выборами в строгом смысле слова происходившее не являлось. Но строгие смыслы, как вдруг оказалось, не в чести, найдется тысяча причин для послаблений.
И вот — местные. Тут-то и стало ясно, что все сигналы о политическом неблагополучии были не случайны, обновление страны остается мечтой, всюду те же морды с той же наглостью, за кулисами договорняки, у всех на глазах — подкуп избирателей, и хоть бы хны. И это мы еще не видели подсчета голосов, вот где нас ждут скандалы. Если кто-то говорит, что ничего не изменилось, то вот ему наглядная иллюстрация в доказательство.
Нельзя сказать, будто мы не догадывались, что убрать Януковича мало. И парламент просто обновить мало, и страну подретушировать недостаточно. За что ни возьмись — все чистить, скрести, дезинфицировать, а то и рушить и делать по новой. Но масштабы и уровень загаженности авгиевых конюшен все же не осознавались. И главное: чистить-то кто будет?
Майдан катализировал процесс выстраивания гражданских структур, но он идет мучительно медленно, а без такого основания вся умозрительная демократическая конструкция висит в воздухе, грозя в любой момент растаять. Прогрессивная риторика власти — лишь дань моде, в лучшем случае — добрая воля отдельных политиков. Ничто и никто по-настоящему не вынуждает их менять правила игры и зарекомендовавшие себя традиции и привычки управления. Нет, слава богу, что там имитируют демократию и реформы, а не что-то другое, но цена таким реформам — как предвыборному асфальту, уложенному в лужу.
Неукорененность нового особенно очевидна, когда политика в виде местных выборов спускается вниз, на эти самые "места". К нам поближе. А мы — не готовы. И винить больше некого.