В яме. Почему Украину нельзя назвать цивилизованной страной

После того, как схлынули главные опасности, угрожавшие Украине извне, начинает приходить тревожное осознание опасностей внутренних

Фото: ghall.com.ua
Фото: ghall.com.ua
Related video

Недавно наткнулся на маленькую историю. Какая-то девочка мечтает о том, как хорошо бы жить в старые времена – можно было бы выйти за принца. Балда ты, отвечают ей, сейчас любой жилец квартиры с обычными коммунальными удобствами и доступом к интернету живет лучше, чем тогдашний принц. И попробуй поспорь.

Есть только одно обстоятельство, которое делало жизнь принца, полную бытовых неудобств и откровенной антисанитарии, привлекательной: в силу статуса он был лишен необходимости унижаться.

Цивилизация — это, по большому счету, неуклонное движение человечества к чистоте и уменьшению необходимости унижаться. К этому легко сводится весь технический и социальный прогресс. Собственно, и культурный прогресс тоже – как наращивание чистоты средств выражения. А подумал я об этом в связи с двумя обстоятельствами: грязью нынешних выборов и унижением, с которым сталкиваются люди, преодолевающие блокпосты в зоне АТО. И наоборот тоже верно: унижение на выборах и выборами и грязь на блокпостах. Они словно оправдывают друг друга.

Про выборы говорилось много. Один издевательский многодневный подсчет голосов свидетельствует о глубоком неблагополучии государства. Мы надеялись, что оно изменится после и вследствие Майдана, но получили плевок в лицо. Грязные практики никуда не делись.

Реже пишут про грязь и унижения на границе с оккупированными территориями. Они там словно естественны: война, даже если затишье. Будто это что-то объясняет.

Мы можем долго и до хрипоты спорить, какая должна быть Украина, но есть две вещи, относительно которых не может быть никаких споров. Она должна быть во всех смыслах чистой и не допускать унижения людей. Любых людей любыми людьми

Блокпост Майорское – на дороге из Донецка в Артемовск. Пишет очевидец:

"Пожилые люди сидели на обочине на поваленных деревьях. Таких людей было немало. В очереди стояли мамы с маленькими детьми. Когда ближе к 17 часам стало темнеть, пошел дождь. Спрятаться негде. Туалетов нет. В 16.45 подъехали два автобуса, высадили людей и… уехали в Артемовск пустыми. Очередь в недоумении затаила дыхание. Стоит еще человек триста. И тут подходит пограничник, поднимает вверх скрещенные руки и говорит, что блокпост закрыт и движение остановлено. На улице уже темно и дождь, дочь плачет. Потом я увидел, что не только она. Каждый пятый в очереди рыдал и причитал. Плакали женщины и пожилые люди. Пожилые плакали молча. В очереди крики, угрозы, плач, рыдания. И все это в темноте и в ливень…

Затем к блокпосту все же подъехали три автобуса, и в них попытались поместиться около трехсот человек. И автобусы не уехали, покуда все люди не сели. Мы в автобусе простояли полтора часа. Потом поехали. Духота, давка, жарища. Женщине 68 лет стало плохо. Люди нашли валидол. Вызвали скорую..."

В конце советы: "Берите с собой воду и лекарства, зонтики…При возможности приезжайте на блокпост до 11 часов – шансов пройти границу больше. Но рассчитывайте, что стоять в очереди надо будет не меньше пяти часов. Если есть возможность перенести поездку – лучше перенесите".

А рядом с этим постом в соцсети пост моего товарища, который борется с контрабандой в зоне АТО, где он рассказывает о бесконечных поборах и всеобщей продажности.

Мы можем долго и до хрипоты спорить, какая должна быть Украина, но есть две вещи, относительно которых не может быть никаких споров. Она должна быть во всех смыслах чистой и не допускать унижения людей. Любых людей любыми людьми.

Пока Украина не цивилизованная страна. Нужно перестать себя обманывать, зафиксировать этот факт и начать, в конце концов, выкарабкиваться из грязной и вонючей ямы. Даже если вы сейчас далеко от войны и у вас все в порядке с коммунальными удобствами, не питайте иллюзий, мы в яме.

И забудьте убаюкивающее "Украина – европейская страна", это ни черта не мобилизует на работу, да и просто вранье. Если вы, конечно не о географии. Так ведь и Москва не за Уралом.