Лекарство от коррупции. Как приватизация ускоряет очищение украинского общества
Коррупцию нельзя преодолеть только лишь заявлениями. Важно устранять именно основы коррупции и формировать нетерпимость к ней в обществе
Государственные предприятия остаются благоприятной средой для процветания коррупции — именно вокруг них происходят самые громкие скандалы. Но с коррупцией невозможно бороться только заявлениями, необходимо лишить ее основ существования. Один из путей — приватизация.
В Украине до сих пор сохранился такой пережиток прошлого, как список предприятий, которые не подлежат приватизации. В него включены около полутора тысяч объектов, значительная часть которых уже не ведет хозяйственную деятельность или является банкротами.
Каким образом на них возможно зарабатывать? Генерируя убытки государства. По данным Минэкономразвития, в 2014 году убытки от деятельности госпредприятий превысили 100 млрд грн.
Подавляющее большинство таких предприятий можно и нужно приватизировать. Правительство выступило с инициативой существенного сокращения списка госпредприятий. Если оставить в нем только стратегические, то он сократится на 90%. И это первоочередная задача. Потому что госпредприятия — это "токсичные" активы.
Приватизация — один из путей устранения основ коррупции. К сожалению, эту проблему нельзя решить только сменой кадров. Даже если сменить руководителей, коррупция займет место ниже по вертикали. После Революции достоинства произошла тотальная смена менеджмента и руководителей. Но, как видим, далеко не всем по силам перенести это испытание.
Дела коррупционеров должны доходить до судов. И когда коррупционеров будут привлекать к ответственности, тогда и начнется процесс изменения нашей ментальности
Одной из важных задач приватизации является выведение госпредприятий из подчинения министерств. Последние должны заниматься политической работой, методологией, развитием отрасли. Нынешняя практика, когда министр подписывает даже отпуска руководителям, недопустима. А госпредприятия должны изменить владельца и стать частными.
И даже если некоторые предприятия нельзя приватизировать, их все равно следует выводить из подчинения министерств. Этот процесс можно формализовать, например, в виде холдинговых компаний. Руководить деятельностью таких предприятий должен профессиональный менеджмент, а его мотивация — зависеть от результатов компании. Такая модель тоже может работать.
Контролировать работу госпредприятий можно с помощью международных аудиторских компаний. При публичной и регулярной отчетности налогоплательщики будут видеть эффективность работы таких холдингов и их прибыльность. Но министерства должны быть декапитализированы.
Государственная собственность должна стать частной или же существовать по тем же правилам, что и частная. Госпредприятия должны быть такими же налогоплательщиками и ставить своей целью создание рабочих мест, привлечение инвестиций. Мы должны перевести госпредприятия в другой цивилизованный формат, как во всем мире.
Если все госпредприятия — это 10% экономики, и первая сотня из них генерирует более 90% прибыли, то приватизация станет шагом на пути развития страны. Украина уже 24 года декларирует необходимость приватизации. Этот процесс пора бы уже завершать и определяться с векторами развития на будущее.
Но коррупция глубоко укоренилась в нашей ментальности. Коррупционные вертикали выстраивались на протяжении всех лет независимости. Поэтому государственные служащие редко интересовались размером зарплаты и воспринимали коррупцию как норму жизни.
Если все госпредприятия — это 10% экономики, и первая сотня из них генерирует более 90% прибыли, то приватизация станет шагом на пути развития страны
Полномочия и функции контроля должны быть переданы органами местной государственной власти. И так должны поступить все руководители и организации, которые имеют отношение к государственным предприятиям. Вот Министерство юстиции делегировало часть функций органам местного самоуправления, нотариусам, а значительное количество административных услуг сделало общедоступными. Это и есть пример правильного шага к устранению коррупции по всей вертикали.
Конечно, преодоление коррупции невозможно без перезагрузки судебной системы и правоохранительных органов. Эти сферы нуждаются в кардинальных изменениях, и многие уже произошли, но все не может перестроиться мгновенно и одновременно. Например, уже налажен контроль доходов государственных служащих. Но необходимы новые механизмы для того, чтобы полноценно заработали новые антикоррупционные органы. Исключительно правоохранительные органы должны заниматься коррупцией и основываться не на заказных сфабрикованных заявлениях, а юридическо-правовых расследованиях.
Сейчас очень важно, чтобы общество получало положительные примеры — дела коррупционеров должны доходить до судов. И когда коррупционеров будут привлекать к ответственности, тогда и начнется процесс изменения нашей ментальности.
Борьба с коррупцией — сложный путь, который нельзя преодолеть только лишь заявлениями. Важно устранять именно основы коррупции и формировать нетерпимость к ней в обществе.