Так не догоним. Как растет пропасть между нашим и западным образованием
Нынешняя система образования в Украине обречена учить плохо и бедно
Родители и учителя недовольны мэром Бостона. Дело в том, что в бюджетных расходах школьного департамента на 2016 год заложен дефицит в 50 миллионов долларов. В мэрии обещают, что урежут в основном расходы центрального офиса и там-сям немножко сэкономят. Но кто же не знает, чем эти обещания заканчиваются, верить нельзя, так и норовят отобрать свято причитающееся.
Публичным школам Бостона в 2016 году причитается 1 миллиард 27 миллионов долларов. В Бостоне 126 публичных школ, в них учится больше 56 тысяч детей.
Киеву, в котором 227 тысяч школьников и 510 школ, из которых 465 — государственные, в этом году на все выделили 4 миллиарда гривен — 162 миллиона "зеленых" по быстро меняющемуся курсу. Естественно, школьная доля в общем пироге значительно меньше.
После этих цифр хочется объявить минуту молчания по отечественному образованию.
Мы, конечно, и так знаем, что они намного богаче и наши возможности несоизмеримы. Но порой взглянуть на разделяющую нас пропасть, которая к тому же все расширяется, полезно. На поиск цифр натолкнул живущий нынче в Америке россиянин, который привел сравнение Бостона с Москвой. Та вкладывает в школьное образование своих 820 тысяч школьников 2,6 миллиарда долларов. Колоссальные деньги по сравнению с нами. И в разы меньше по сравнению с американцами.
В нынешних системных рамках отставание среднего образования — навсегда. Какой-то прорыв возможен отдельных престижных школах, но они погоды в национальном масштабе не делают, а их выпускники предпочитают продолжать образование тоже не на родине
Можно, конечно, уповать на то, что когда-нибудь страна станет сказочно богата, и вот тогда… Но и другие за это время вряд ли резко обеднеют. Очевидно, в нынешних системных рамках это отставание — навсегда. Какой-то прорыв возможен в отдельных престижных школах, но они погоды в национальном масштабе не делают, а их выпускники предпочитают продолжать образование тоже не на родине. Ведь с вузами у нас ситуация, пожалуй, даже похуже, чем со школами.
Беда нынешнего образования в том, что оно пока имеет сильную локальную и национальную привязку. Если в производстве товаров есть свои страны-лидеры и какие-то вещи просто бессмысленно пытаться делать с нуля самим, легче и дешевле купить у тех, кто набил на этом руку и заработал заслуженную репутацию, то в поиске учителей мы все еще ориентируемся на ближайшие несколько школ с их неизменными Марьиваннами и школьной доской с мелом. При всей самоотверженности и талантливости некоторых из учителей, это все прошлый век, а то и позапрошлый. Бедность — не их вина.
Одна надежда: развитие средств коммуникации сделает приблизит к нам толковых педагогов и качественные учебные заведения, расположенные не только в другом конце города, но и в других городах, а там, глядишь, и странах. Синхронный перевод к тому времени вряд ли будет большой проблемой.
В общем, как обычно, бедным остаются мечты. А тем временем бостонцы готовят выволочку своему прижимистому мэру.