Какого черта. Как Украине преодолеть синдром страны-неудачницы
Застряв в недореформированном состоянии, мы опять начинаем сомневаться, способны ли на настоящие перемены
Кто не любит, когда его хвалят, всякий любит. Вот и Украина привыкла даже в последние пару лет, что ею гордятся. Шутка ли — сбросили иго донецких и отбились от кремлевских. Сейчас коллекционируем слова восхищения по поводу внутренних перемен.
Федерика Могерини, верховный представитель Евросоюза по внешней политике, заявила недавно, что в ЕС "аплодировали невероятной работе, которую проделала украинская власть за последние месяцы, чтобы внедрить и начать выполнять реформы".
"Я не знаю другой такой страны, которая бы реформировалась столь глубоко, как Украина в 2016 году. Однако ясно, что нужно больше", — написал у себя в Твиттере бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт. Ну приятно же. Правда, эта оговорка про 2016 год неслучайна. Основные реформы и эффект от них — впереди, и это при условии, что реформы состоятся. Никаких ведь гарантий.
Никто на этот счет не обманывается. На прошедших в среду в Европарламенте дебатах финка Хейди Хаутала высказалась за введение контроля за проведением реформ в Украине: "Мы должны убедиться, что о реформах там говорят не только ради показухи". А депутат от Нидерландов Йоханнес ван Баален высказался за то, чтобы Евросоюз четко знал, "на что был потрачен каждый евро его помощи".
В Давосе, где нахваливали украинцев, распространили отчет о глобальном рейтинге конкурентоспособности. Из 140 стран мы там занимаем 79-е место, рядом с Таджикистаном. Столь нелюбимая нами Россия, которая переживает не лучшие времена, — на 45-м. Кстати, Грузия, об успехах которой у нас столько говорится, на 66-м, не бог весть как высоко.
Если мы по-настоящему хотим в игру, нужно на себя разозлиться и вспомнить: мы классные
Самые убийственные позиции, которые тянут нашу конкурентоспособность ко дну: незащищенность прав собственности, судебный и полицейский произвол, неэффективность расходования государственных средств, состояние дорог, налоговый прессинг. Ничего нового, верно? А очень бы хотелось.
Конечно, дороги одним махом привести в порядок невозможно, как и судебно-правовую систему. На каждого реформатора сто имитаторов и тысяча пессимистов. При этом важнее важного, чтобы движение вперед, изменения к лучшему были наглядны и не вызывали сомнения. Подрыв веры в перспективы равнозначен прощанию с перспективами. Жозе Мануэль Баррозу, бывший премьер-министр Португалии и экс-председатель Еврокомиссии, в Давосе так и сказал нашим деятелям: правительство, может, что-то и делает, но у публики ощущение, что не сделано ничего. Публика, может, и дура в экспертном смысле, но ее ощущения лучше не игнорировать. В конце концов, она в этом случае не зритель, а участник общественных процессов с полезным опытом выкидывания мерзавцев из власти. Выкинуты же явно не все.
Психолог Людмила Петрановская пишет о двух моделях поведения в нашей ситуации. При этом отталкивается от опыта работы спортивных психологов с американскими баскетболистами. Любые достижения они объясняли игрокам их исключительными талантами: это потому что вы такие классные. А неудачи — недоработками в подготовке: просто вы, такие классные, поленились. Раз так, неудача не рок, а досадное и преодолимое препятствие.
Страна сейчас явно пробуксовывает, и велико искушение смириться с тем, что европейцы из нас так себе и место Украины на обочине мировых процессов — так, полотенце подавать основным игрокам. Но если мы по-настоящему хотим в игру, нужно на себя разозлиться и вспомнить: мы классные, доказано. Так какого черта!