Скорая помощь. Почему важно ликвидировать госмонополию на социальные услуги
Альтернативой существующей полузакрытой системе социальных услуг должна стать система услуг на уровне общин
Наша система не работает с человеком и его проблемами. Государство готово предоставить пожизненную пенсию, другие льготы, только бы не заниматься человеком. У нас – 29 законов, которые регулируют вопросы начисления пенсий. Через десять лет их будет 50, однако государство все равно не будет заниматься людьми.
Но если профессионально оценить ситуацию, в которую попал человек, можно определить, что именно следует сделать в каждом конкретном случае: трудоустроить, предоставить временное жилище, протезировать, установить пандус и т.д. То есть можно четко определить задачу и максимально быстро помочь гражданину преодолеть трудную жизненную ситуацию.
Что для этого нужно сделать? Альтернативой нынешней морально устаревшей и полузакрытой системе должна стать развитая система социальных услуг на уровне общин, там, где человек живет. Когда будут финансироваться услуги, а не учреждения (интернаты), человек или сам, или же через доверенных лиц будет решать, где он эти услуги хочет получить. Для решения сложных вопросов люди могут объединяться в небольшие громады, привлекая местную власть и бизнес.
"Движущей силой в развитии системы социальных услуг на уровне общин должны стать общественные волонтерские объединения"
Существует миф, что внедрить такую систему в Украине невозможно из-за отсутствия финансирования. Но опыт других стран свидетельствует, что предоставление услуг на уровне территориальных общин в 2,5 раза дешевле, чем услуги в интернатах.
Движущей силой в развитии системы социальных услуг на уровне общин должны стать общественные волонтерские объединения. Действительно, люди с особыми потребностями пассивны и зачастую неинициативны. Но у них есть семьи, заинтересованные в изменении существующего порядка вещей. Социально активные люди уже поняли, что не стоит особо рассчитывать на государство.
С чего начать? В Украине до сих пор не создан всеобщий универсальный реестр людей в сложных жизненных обстоятельствах, нуждающихся в помощи государства. Это люди с особыми потребностями, чернобыльцы, переселенцы. Когда возникла паника и путаница с переселенцами из Донбасса и Крыма, государство несколько месяцев просто не обращало на них внимания, а волонтерские организации быстро пришли им на помощь. Да, не ко всем, но мы увидели идеальную модель оперативного вмешательства в резко возникшие потребности большой группы людей. Помощь пошла, волонтеры установили понятный порядок и контролировали процесс, чтобы не было злоупотреблений. Но как только подключились государственные органы власти, началась волокита, в ход пошли взятки, игнорирование, посыпались жалобы на качество услуг.
Нужно на законодательном уровне закрепить за гражданином право на социальные услуги. В регионах должно существовать единое социальное окно, куда может обратиться человек за помощью, где каждый конкретный случай зафиксируют, рассмотрят и предложат варианты решения.
Но главная задача – внедрение механизма социального заказа, который позволит развить конкуренцию между государственными и общественными организациями. Следствием этого станет ликвидация государственной монополии на социальные услуги, которые в ее исполнении часто предоставляются некачественно.