Слишком тихая волна. Почему западная тактика противостояния Кремлю не срабатывает
Авторитет и сила европейских и американских партнеров проходят жесткую проверку на украинской тематике
Надежда Савченко своей готовностью пойти до конца резко заострила вопрос, достаточно ли делают западные лидеры, чтобы привести в чувство Кремль. То есть всем понятно, что недостаточно, но как далеко в этой недостаточности они могут зайти?
После заключения минских договоренностей многим показалось, что укрощение может пройти на тихой волне. Падение цен на нефть, ставшее очень своевременным фактором давления на агрессора, лишь добавило уверенности в том, что избрана правильная тактика. Россия вошла в период затяжной депрессии без проблеска надежды — чего еще желать? Запад вообще не любит резких движений ни в чьем исполнении, в том числе в своем, и если можно без них обойтись — тем лучше. По ходу все само собой решится лучшим образом.
Лучшим образом не получилось для Олега Сенцова и Александра Кольченко. Для крымских татар, против которых неустанно работает машина репрессий. Для сотен украинских солдат, погибших и покалеченных за дни "перемирия". Для Надежды Савченко.
На этом фоне особенно впечатляют доносящиеся из Европы разговоры, что они там, дескать, устали от Украины. Бедняжки. Им тяжелее всего.
Характерны жалобы немецкого и французского участников встречи "нормандской четверки" 3 марта по ее итогам: "Честно говоря, мы не можем быть удовлетворены. Ни состоянием дел на местах, ни результатами сегодняшнего вечера. "Мини-ходов" уже недостаточно, чтобы стабилизировать положение и преодолеть конфликт". Только и хочется сказать: да, ну да же! Хватит уже мини-ходов, надо бы уже всерьез что-то делать.
Все многоумные рассуждения о необходимости провести выборы на нынче оккупированной территории Донбасса ("мы не можем откладывать выборы до греческих календ!" — слова главы МИД ФРГ Франка-Марка Штайнмайера) упираются в проблему качества этих выборов. И наш Климкин коварно обращает внимание западных коллег на их же правила и принципы: "Единственные свободные и честные выборы, которые могут быть в Донбассе, это выборы на основе украинского законодательства и по критериям ОБСЕ. Или выборы являются настоящими выборами, свободными и честными, или нам сложно говорить о каких-либо выборах вообще". Когда вспоминаешь, с какой придирчивостью наблюдатели ОБСЕ оценивают выборы в мирных странах, понятно, что донбасский праздник демократии при тамошних порядках им должен особенно понравиться.
"Лучшим образом не получилось для Олега Сенцова и Александра Кольченко, для крымских татар, для сотен украинских солдат, для Надежды Савченко"
Так или иначе все упирается в вопрос безопасности, это, слава богу, признали все, а безопасность в том регионе зависит известно от кого — не от Захарченко и Плотницкого. И с этим "кем-то" нужно разговаривать на понятном ему языке. Речь о "макси-ходах".
В эту сторону ситуация и движется. 7 марта представитель Госдепа Марк Тонер заявил, что США считают приоритетными моментами в имплементации минских соглашений реальное и устойчивое перемирие, полный доступ ОБСЕ и контроль Украины над своей границей. Европейские участники переговоров хотели бы проведения выборов уже в первом полугодии 2016 года. А их правительства могут принудить Россию убраться с Донбасса до этого срока, чтобы выборы были хоть на что-то похожи? Ладно, пусть не в этом полугодии. В любом случае подменить российский вопрос украинским никак не получается, и решать его придется.
По всей видимости, будет расти давление на Кремль и по другой линии. Депутат Европарламента Пятрас Ауштрявичус с коллегами будут обращаться к представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини, чтобы ее ведомство подготовило "список Надежды Савченко" — перечень политиков и чиновников, причастных к похищению и суду над украинкой, с тем, чтобы применить к ним санкции. А глава Государственного департамента США Джон Керри не только потребовал немедленного освобождения Савченко, но и увязал ее удержание с минскими соглашениями: "Суд над Савченко и ее дальнейшее содержание под стражей демонстрирует неуважение к международным стандартам, а также обязательствам России в рамках минских договоренностей". То есть все-таки нарушение? Тогда воззванием к отсутствующей совести, если нужен позитивный результат, не обойтись. Очень бы не хотелось думать, что позитивный результат на самом деле нужен только нам.
Министр Штайнмайер заявил о необходимости быстрее реализовать минские договоренности, "поскольку в противном случае мы рискуем потерять легитимность и авторитет наших усилий". То есть они все понимают и терять авторитет не хотят. Так и не надо терять. Просто нужно делать адекватные и соразмерные проблеме шаги. Само не рассосется, уже очевидно.