Плюс севастополизация всего Крыма

Рассказы о Крыме как о курортной жемчужине оказались пустыми словами. Как и в XVIII веке, для России важна победа, в данном случае и над всеми несогласными

Фото: varlamov.ru
Фото: varlamov.ru
Related video

18 марта 2014 года г-н Путин произнес историческую речь. Смысл ее состоял в том, что Крым всегда был и навсегда останется российским. "В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века", — заявил российский президент.

С точки зрения международного права эти слова были грубейшим беззаконием. С точки зрения истории — совершенным абсурдом. Потому что история "русского Крыма" в сравнении с историей Крыма как такового — лишь краткий миг. Здесь жили греки, генуэзцы, караимы, евреи, татары, малые тюркские народы — те же крымчаки. И попытка морального обоснования аннексии чувством правды и справедливости — пример софистики самого грубого и подлого свойства.

Но все же, почему именно Крым? Что влекло сюда "великого восстановителя империи"? Мне кажется, главная причина — военная, милитаристская, если угодно. В конце XVIII века Крым был завоеван Российской империей. Еще тогда это событие стало знаковым: когда герой Грибоедов говорит о старых временах, он называет их временами "Очакова и покоренья Крыма", а ода Державина "Гром победы раздавайся", посвященная все тому же событию, какое-то время была текстом официального гимна России.

"Присутствие военной базы в Севастополе все четверть века нашей независимости было незримой угрозой: оно означало, что на территории Украины легально, по двусторонней договоренности находится военная группировка Российской Федерации"

С тех пор полуостров оставался по преимуществу военным образованием. С военного городка начинался нынешний Симферополь. А Севастополь? Вот уж поистине "город русской славы", а на самом деле — город самого горького поражения России в ХIХ веке. Правда, сегодня уже находятся историки, которые считают, что в Крымской войне победила Российская империя, а не Османская, Британская, Французская и их союзники.

Но ближе к современности. В средине прошлого века Крым был признан частью УССР, остался украинским полуостров и после распада Союза. Однако присутствие военной базы в Севастополе все четверть века нашей независимости было незримой угрозой. Оно означало, что на территории Украины легально, по двусторонней договоренности находится военная группировка Российской Федерации. Численность этой группировки была фактически неподконтрольной. Севастополь являлся, по сути, территорией РФ, населенной семьями русских военных, их детьми и внуками, вышедшими в отставку военными пенсионерами и их родственниками, приезжавшими сюда из всех уголков коммунистической империи.

Именно бывшие и действующие российские военные и были теми самыми людьми из речи Путина — в сознании которых Крым "всегда был и остается неотъемлемой частью России". Эти люди во многом заполняли вакуум, образовавшийся после депортации крымских татар, изгнанных в 1944 году. И именно на "легальную" группировку российских войск легла позорная миссия начала аннексии полуострова в 2014 году. А теперь процесс севастополизации распространился на весь полуостров. Военная по форме акция оказалась военной по содержанию.

Теперь российские войска у нас под боком, и их число ничем не ограничено. Дворцово-курортная функция Крыма отошла на второй план. Вместо строительства гостиниц и санаториев идет расширение военных баз. Полуостров покидают преподаватели, журналисты, предприниматели и врачи, зато прибывают все новые отряды военных. Рассказы о Крыме как о курортной жемчужине оказались пустыми словами. Как и в XVIII веке, для России важна победа, в данном случае и над всеми несогласными. Важна площадка под милитаризацию. Мы уже видим это.