Самоустранились. Что общего между отменой школьных олимпиад и раздачей квот на экспорт металлолома

Провести грань между дерегуляцией и безответственностью могут четко расставленные приоритеты в том, чего хочет государство

Фото: ohrantryda.ru
Фото: ohrantryda.ru

На днях я поучаствовал в дискуссии о школьных олимпиадах. Она развернулась в Facebook после публикации на focus.ua мнения о том, что Министерство образования сократило бюджет на школьные олимпиады, поставив их проведение под угрозу. К счастью, спонсоры помогли, и олимпиада, во всяком случае по математике, в итоге прошла в полном объеме.

Суть дискуссии сводилась к оспариванию тезиса о том, что талантливые дети и учителя, способные вырастить талантливых детей, нуждаются в поддержке. Мой оппонент утверждал, что раз дети и так талантливые, зачем им олимпиады? И раз есть хорошие учителя математики, то они без чьей-либо помощи найдут, кого учить.

Возможно, мое мнение предвзятое — я учился вместе с многократными призерами технических олимпиад и у очень хороших педагогов, но убежден: более бредового и антигосударственного действия, чем отмена предметных школьных олимпиад, нет. Школьные олимпиады — это система подготовки, выходящая за рамки обычной программы, которая позволяет находить талантливых детей, знакомить их с лучшими учителями, развивать и шлифовать их талант, предлагать все новые вызовы для их нестандартного ума и в итоге получать лучших. Инженеров, айтишников, математиков — тех, кто будет тянуть нашу страну вперед.

Мнение моего оппонента в обобщенном виде сводилось к тому, что все должно происходить само по себе. Государству не нужно ничего стимулировать. Наоборот, надо устраниться из этого процесса, ведь лучше, чем само по себе, и быть не может. Незачем беспокоиться.

Увы, это крайне модная сейчас точка зрения, оправдываемая дерегуляцией, которая стала уже почти магическим заклинанием, произносимым по поводу и без. Действительно, зачем государству что-либо стимулировать? К чему поиск и развитие талантливых детей? Оно, государство, не должно ни во что вмешиваться. Пусть все происходит само по себе.

"Либерализация" и "дерегуляция" становятся универсальными оправданиями работы без приоритетов, безответственности и бездействия

Тем временем в другой части галактики схожая ситуация — МЭРТ раздает квоты на экспорт металлолома. Промышленность против — заводы пострадают без сырья, которое уйдет за рубеж, люди останутся без работы. Не говоря уже о том, что заготовка и экспорт лома в Украине — преимущественно теневой бизнес. А чиновники — ни-ни, дерегулируют и приговаривают: "Мы не анализируем ничью деятельность, для этого есть правоохранительные органы. Мы просто регистрируем все контракты, соответствующие определенному порядку и правилам". Действительно, зачем анализировать? Ведь нужно потом отвечать, одна морока.

Сходство этих двух случаев в неспособности определить приоритеты. И в неготовности нести ответственность за следование этим приоритетам. Будь то поддержка талантливых детей или стимулирование производства товаров с добавленной стоимостью.

"Оно как-то само", "либерализация" и "дерегуляция" становятся универсальными оправданиями работы без приоритетов, безответственности и бездействия.

Если нашей стране не нужны талантливые дети, давайте об этом честно скажем. Если нужны — тоже давайте скажем, утвердим план и будем ему следовать. Если мы сами не знаем, нужны или нет, то объясним отмену олимпиад экономией денег.

Аналогично и во втором случае. Если стране не важна промышленность, то нужно об этом прямо сказать. Если важна — давайте обсуждать план стимулирования. Если теневой бизнес это нормально, давайте это публично признаем. Если не нормально — давайте план по выведению из тени. А если мы толком не знаем, то будем, как заклинание, повторять про дерегуляцию.

А она, кстати, тут не при чем. Неспособность менеджера выставить приоритеты и принимать решения в бизнесе называют другим словом. Более бытовым и понятным.