Наши люди. Как украинская диаспора сражалась за голоса голландцев на референдуме

Что сделала украинская диаспора в Нидерландах для позитивного исхода референдума, и почему это не помогло

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Мы начали работать, как только стало известно, что референдум состоится – это был ноябрь 2015-го. Провели опросы, чтобы выяснить причины, по которым жители Нидерландов планируют голосовать против ассоциации Украины с ЕС. Оказалось, из 28 тысяч опрошенных в северной части страны 71% настроен против – такая позиция была связана прежде всего с миграционным кризисом в Европе и высокими налогами, идущими на помощь другим странам. Нейтрально настроенных или неопределившихся было 14%, и совсем немного нашлось тех, кто собирались голосовать "за". Прийти на референдум планировали 90% опрошенных.

В декабре диаспора разработала план действий по проведению кампании "За". Старались учесть ментальность голландцев и все их аргументы. Решили проводить информационную кампанию, а не агитационную – на агитацию европейцы реагируют негативно, считая такой подход посягательством на демократию.

Информировали по-разному: организовывали лекции, принимали участие в дебатах, раздавали интервью, устраивали дни украинской культуры. В одном из сел на мастер-класс по приготовлению вареников пришло 130 человек – все местное население. Вылепили 1 тыс. штук.

При этом масштабного финансирования у нас не было. Например, 600 тысяч информационных листовок напечатал для нас один голландский бизнесмен. Его компания и та, в которой я работаю, иногда делают совместные проекты, я рассказала ему об Украине – он воодушевился и захотел помочь. А потом побывал на показе фильма "Зима в огне" и сказал, что открыл для себя новую страну. Очень помогли местные диаспоры дружественных Украине стран.

"Оказалось, из 28 тыс. опрошенных в северной части страны, 71% был настроен против – такая позиция была в основном связана с миграционным кризисом в Европе и высокими налогами, идущими на помощь другим странам"

В итоге к началу апреля нам удалось охватить большую часть городов и сел на севере страны. Причем из 86 волонтеров, присоединившихся к нам, большую часть составляли дружественно настроенные голландцы. В том числе Яни фан Дайк, наша самая очаровательная помощница: 82-летняя жительница города Саппемиер никогда не бывала в Украине, очень мало знает о ней, но активно включилась в кампанию, заявив, что все это – ради будущего украинских детей. Она организовывала вечера по приготовлению вареников, на велосипеде развозила листовки, провела презентацию об Украине в церкви своего городка, а в день референдума она и ее подружки были первыми, кто проголосовали на местном участке.

Впрочем, настроенных негативно тоже было немало. Задавали много вопросов об украинском обществе, об экономике. Все знают о том, что у нас идет война: мы пытались избегать этой темы, но когда нас спрашивали, объясняли, что на востоке страны сейчас наша молодежь защищает и их мир в том числе. Про коррупцию вопросов было немного – они появились только после того, как вышли статьи про офшоры.

На результате отразилась и низкая явка: во-первых, 6 апреля была плохая погода, дождь и шторм начались как раз вечером, когда люди шли с работы и могли бы проголосовать. А во-вторых, политические партии, которые призывали голосовать "за", не слишком тщательно вовлекли свой электорат – все были в ожидании маленькой явки и непризнания референдума. А вот оппоненты мобилизовали своих сторонников максимально. Противники ассоциации Украины с ЕС использовали плакаты, билборды, листовки, они были повсюду – с их "Нет". И туалетная бумага с аргументами против Украины шагала по улицам Нидерландов, а в качестве альтернативы были только мы с сердечками "Голосуй "За".

"Ни один украинский фонд и ни один бизнесмен из Украины не откликнулся на просьбу поддержать кампанию "За"

И все равно результат референдума с заметным перевесом "против" стал для меня неожиданностью – казалось, что голоса распределятся поровну, 50 на 50. Особенно в последние дни настроения выглядели по большей части позитивными. Утешает то, что большинство провинций из тех, где мы проводили активную работу, показало положительный для Украины результат. Притом, что мы сосредоточились на северных регионах, как на самых проблемных – это бывшие коммунистические провинции, до сих пор тесно связанные с Россией и сотрудничающие с Газпромом.

Возможно, надо было уделить больше внимания и остальным областям. Я жалею о том, что не было средств на информационные билборды на железнодорожных станциях по всей стране – был даже предварительный договор, была скидка 70%, но денег не нашлось. Жалею, что не было средств на эфирное время на центральных каналах. Жалею, что ни один украинский фонд и ни один бизнесмен из Украины не откликнулся на просьбу поддержать кампанию "За".

И, тем не менее, думаю, примерно 25% из тех голосов, что были отданы "за" – заслуга украинской диаспоры. Уверена, все это было не зря. Негативный результат говорит только о том, что Украине необходимы реформы: украинским политикам пора начинать активно работать и вести себя немного скромнее, стремясь быть ближе к народу, подобно их европейским коллегам. А украинцам не надо разочаровываться: и голландцы, и Европа открыты для них.