Бескорыстное чувство. Как патриотизм финнов спасает экономику страны

Жители Финляндии готовы покупать отечественные продукты, даже если те обходятся им в несколько раз дороже импортных

Фото: karelnovosti.ru
Фото: karelnovosti.ru

Финляндия — небольшая по количеству населения, но хорошо экономически развитая страна, которая на протяжении многих лет занимает верхние строчки в международных рейтингах. Один из факторов, стимулирующих местную экономику, — высокий внутренний спрос, имеющий здесь одну отличительную особенность. Примерно 50% финнов принципиально предпочитают отечественную продукцию импортируемой, оставшиеся отдают предпочтение отечественной по возможности. При этом финнов не останавливает даже то, что цена на товары и услуги национального производителя зачастую ощутимо выше.

Такие потребительские предпочтения настолько заметны, что даже указаны в руководствах по ведению бизнеса и инвестированию в Финляндию. И с каждым годом тренд только усиливается.

Вот несколько примеров, свидетелем которых я был. В своё время финская компания Nokia выпускала компьютерные мониторы, которые уступали японским аналогам Nec, EIZO и Sony по функциональным возможностям, хотя и стоили примерно столько же. Тем не менее в подавляющем большинстве публичных и коммерческих организаций в Финляндии рабочие места были оборудованы мониторами Nokia. Финские телевизоры Salora и Finlux уступали и по функциональности, и где-то даже по качеству телевизорам от всё тех же японских производителей Sony и Panasoniс или голландской компании Philips. Но в большинстве финских домов были заметны именно они, Salora и Finlux. Однажды я спросил у коллеги: разве ему не хотелось бы, чтобы новый телевизор имел больше функциональных возможностей за те же деньги? Но коллега ответил, что ему бы сильнее хотелось, чтобы финское производство развивалось и больше людей были бы заняты работой.

Сейчас производство упомянутых мониторов и телевизоров передано в другие страны, другим фирмам. На то были, полагаю, свои причины. Но заменять отечественную продукцию импортной финны не спешат.

О том, в какой стране было самое большое количество мобильных телефонов Nokia на единицу населения, полагаю, даже говорить не стоит. А вот попробуйте угадать, какие самые покупаемые в Финляндии велосипедные бренды? Это финские Tunturi и Helkama, стоящие в разы дороже своих собратьев, собранных в Китае. Но, в отличие от последних, предоставляющие гарантию на раму не на год или пять, а на срок до 29 лет. На улицах можно увидеть немало финских велосипедов, произведённых более трёх десятков лет назад.

"Примерно 50% финнов принципиально предпочитают отечественную продукцию импортируемой, оставшиеся отдают предпочтение отечественной"

Особое место в предпочтениях финнов занимают продукты питания, произведённые или выращенные в Финляндии. Финские продукты считаются самыми экологически чистыми в Европейском союзе, однако качество имеет свою цену, при этом многие из предлагаемых в финских супермаркетах овощей и фруктов выращиваются в теплицах, такой уж здесь климат.

И вот, к примеру, испанские огурцы могут стоить 99 евроцентов за килограмм, а финские — 2,99 евро. Но если задержаться в супермаркете и понаблюдать за покупателями, можно заметить, как люди подходят и выбирают именно финские. Малообеспеченные граждане, такие как пенсионеры или студенты, теоретически могут взять испанские, но, скорее всего, тоже выберут финские, просто немного меньшее количество. И лишь крайне нуждающиеся или те, кого принято называть неблагополучными слоями общества, пожалуй, отдадут предпочтение испанским.

После аннексии Крыма и начала вооружённого конфликта в Украине Евросоюз ввёл санкции в отношении России, и экономическое эмбарго, которым ответила Москва, сильно ударило по финской экономике: на долю РФ приходилось около 10% финского экспорта, это был третий крупнейший внешнеторговый партнёр после Швеции и Германии. Но летом 2014 года и без того патриотичные финны запустили в социальных сетях кампанию с призывом есть и пить отечественное. Тогда же многие граждане стали бойкотировать российские товары и компании, в том числе заправочные станции Teboil, принадлежащие российской компании "ЛУКОЙЛ". Заправка Teboil — ближайшая к кампусу нашего университета, но ни я, ни мои коллеги категорически не посещаем её, несмотря на то, что цены на топливо там ниже, а владельцам карточки профсоюза работников интеллектуального труда предоставляются традиционные скидки — от 1,2 до 1,5 евроцента на каждом литре топлива.

Сегодня, два года спустя, очень похоже на то, что финнам удалось предотвратить негативное развитие экономики своей страны: в 2015 году товарооборот России и Финляндии снизился, по данным Федеральной таможенной службы РФ, почти на 40%, однако по итогам того же года, несмотря на санкции, ВВП Финляндии вырос на 0,5%.

А из трёх международных рейтинговых агентств лишь Fitch понизил рейтинг Финляндии до всё ещё вполне оптимистичного AA+: эксперты Standard & Poor's оставили рейтинг на уровне AA+, Moody’s — на уровне AAA. Для сравнения: рейтинги Украины по версии всех трёх агентств сегодня находятся на отметках ССС, В- и Саа3 соответственно. Возможно, прогрессивным украинцам — тем, кому действительно небезразлично будущее Украины, — есть чему поучиться у финнов?