Военная тайна: лайк, репост

Как разведка на основе открытых источников помогла доказать присутствие российских войск в Донбассе

Фото: Facebook / Irakli  Komaxidze
Фото: Facebook / Irakli Komaxidze

В середине XX века академик Владимир Вернадский выдвинул гипотезу существования общего информационного поля Земли — ноосферы. Чуть раньше основоположник аналитической психологии Карл Юнг выдвинул схожий термин "коллективное бессознательное". Суть обеих концепций в том, что в мире ничего невозможно скрыть — вся информация общедоступна. В ХХI веке информационные технологии сделали эти теории осязаемыми.

2 марта 2014 года в Севастополе, когда российский спецназовец направлял на меня ствол автомата с криком не снимать его на фотокамеру, я понял, что больше всего агрессор боится гласности. Тогда мое видео про штурм российскими "зелеными человечками" воинской части 191 учебного отряда ВМС Украины за первые сутки набрало 2 млн просмотров в YouTube. Стало ясно, что эффективно бороться с агрессией РФ можно и нужно также и в информационном поле. Так возникла идея создания волонтерского сообщества InformNapalm, информационно "выжигающего" противника публикацией данных, которые он старается скрыть. Важно было не просто собирать и анализировать сведения о конкретных подразделениях, технике и военнослужащих, но и распространять эту информацию по всему миру на любых доступных языках.

"Кремль всеми силами старался скрыть свою роль, представляя конфликт как внутреннее украинское противостояние, но информация постоянно выходила на поверхность"

Огромную роль в сборе информации и проведении расследований на основе открытых источников сыграл Ираклий Комахидзе, бывший грузинский военнослужащий, который столкнулся с российской агрессией еще в августе 2008 года. Именно он стал первым экспертом сообщества InformNapalm, идентифицирующим подразделения и технику. За аннексией Крыма начался гибридный конфликт в Донбассе. Социальные сети стали настоящим кладезем информации, которую нужно было лишь собрать воедино из обрывков данных. Видеосюжеты российских пропагандистов, фотографии в социальных профилях боевиков и кадровых российских военных, спутниковые снимки Google, радиоперехваты и съемки с видеорегистраторов — все дополняло общую картину вторжения, позволяя на основе фактов делать правильные выводы о силах противника, их действиях и даже прогнозировать возможное развитие ситуации.

Кремль всеми силами старался скрыть свою роль, представляя конфликт как внутреннее украинское противостояние, но информация постоянно выходила на поверхность. А волонтеры-разведчики InformNapalm стали ее проводниками, своего рода дешифраторами. Например, после подписания первых минских соглашений в сентябре 2014 года долгое время невозможно было найти точные данные по разграничению сил в Донбассе. Но в декабре 2014-го волонтеры сообщества InformNapalm сумели добыть электронную версию оперативной карты, которой располагало ближайшее окружение марионеточного главы "ЛНР" Игоря Плотницкого. 8 января 2015 года эта карта была опубликована на сайте InformNapalm.org и стала доступной для скачивания и анализа.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

19 февраля 2015 года волонтеры InformNapalm собрали воедино данные о технике ВС РФ и опубликовали их в виде инфографики "Топ-10 доказательств участия России в войне на Донбассе". Это была первая попытка обобщить материалы собственных OSINT-расследований (разведки на основе открытых источников) по идентификации тяжелого вооружения, находящегося на вооружении боевиков и принадлежащего ВС РФ. Материал был переведен на 12 языков мира.

27 апреля 2015 года волонтер сообщества InformNapalm, проживающий на оккупированной территории Украины, провел OSINT-расследование и обнаружил в профиле российского военнослужащего срочной службы 147-го автомобильного батальона МО РФ (в/ч 83466) Дмитрия Зубова фотографии, фиксирующие переброску колонны ЗРК "Бук" к украинской границе. Переброска осуществлялась ровно за 14 суток до трагедии рейса MH17. После публикации аккаунт Дмитрия Зубова поспешно удалили и попытались стереть информацию, но она сохранилась в архивах и по-прежнему доступна для ознакомления. Данные этого расследования были также предоставлены следственной группе полиции Нидерландов, и 13 мая 2015 года эти сведения были включены в отчет о расследовании катастрофы рейса MH17 британской исследовательской группы Bellingcat.

Fullscreen

16 мая 2015 года волонтеры InformNapalm первыми подняли в соцсетях шум, сделавший невозможным тихий обмен военнослужащих ГРУ РФ. Информация о пленении двух раненых российских спецназовцев под Счастьем поступила в редакцию InformNapalm 16 мая, около 19:00. После проверки, через 1 час 44 минуты, данные были опубликованы. Информация получила огласку, ее распространение привело к тому, что 18 мая в Генеральном штабе ВС Украины состоялась экстренная пресс-конференция.

Были и другие расследования InformNapalm, рассказ о которых может занять сотни страниц и, возможно, когда-нибудь будет оформлен в виде специального издания. Сегодня на основе анализа открытых источников информации (разведки социальных профилей и видеосюжетов) собраны доказательства участия в войне в Донбассе кадровых военнослужащих ВС РФ из 69 войсковых подразделений; каждый факт подтвержден материалом расследования с фото- и видеосюжетами.

"2 марта 2014 года в Севастополе, когда российский спецназовец направлял на меня ствол автомата с криком не снимать его на фотокамеру, я понял, что больше всего агрессор боится гласности"

Кроме того, нам удалось зафиксировать около 20 типов исключительно российской военной техники, выдающей истинных разжигателей конфликта. Танки Т-72Б3 и Т-72С1; КамАЗ-43269 "Выстрел" (БПМ-97), автомобили Урал-632301; зенитно-ракетный комплекс (9К332) "Тор-М2", 2Б26 РСЗО "Град" на базе КамАЗ-5350; современный российский комплекс радиоразведки "Торн", станция радиоразведки комплекса Р-381Т "Таран", комплекс РЭБ РБ-341В "Леер-3" и автоматизированная станция помех Р-330Ж "Житель" — вот далеко не полный список новейшей российской техники, замеченной нами в Донбассе и, вероятнее всего, обслуживающейся российскими специалистами.

Никогда еще в человеческой истории информация не была так открыта и доступна. Уже сейчас любой пользователь имеет доступ к спутниковым картам, веб-камерам и многочисленным базам. А главным источником информации стали социальные сети – именно благодаря им хранить секреты стало намного сложнее. 95% разведывательных данных сегодня можно собрать из открытых источников, главное – уметь их анализировать. И, возможно, мы находимся на промежуточной ступени очередного витка развития, когда сама суть максимально открытого общества и общедоступной информации позволит не только оперативно раскрывать преступления, но и станет сдерживающим фактором, предотвращающим их. Уже сейчас мы наблюдаем за тем, как глобальные утечки данных — PanamaPapers и многие другие — заставляют современное общество и влиятельных людей меняться под давлением гласности. Глобальное информационное поле становится более прозрачным и одновременно более осязаемым для восприятия. И каждому человеку уготована своя роль в изменении облика мира, достаточно только проявить свою свободную волю и стать частью этого процесса.