Под жлобским руководством. Что угрожает стране не меньше ватничества
Качество политической элиты может похоронить надежды Украины на будущее
После периода, когда главными противниками перемен в Украине были пресловутые "ватники" — как на внешнем фронте, так и на внутреннем, похоже, наступает время переключить внимание на другую беду, которая может стоить стране будущего. Нет, это не значит, что "ватники" исчезли или перестали представлять опасность. Но за два года общественность натренировала тонкий нюх на эту заразу, что позволяет вовремя реагировать и блюсти национальную и личную безопасность. Со жлобами сложнее.
Да, именно жлобы сейчас легли тяжеленным бревном посреди дороги, которая выводит Украину из прошлого: ни обойти, ни проехать. И, главное, что ты им предъявишь? "Ты, мил человек, жлоб, отойди и не мешай"? Нет такой статьи, даже с работы за такое не уволишь. Можно от алкоголика добиться признания, что он алкоголик, но никто никогда не признается себе, а уж другим и подавно, что он жлоб. При том, что таких — тьма.
Публика в соцсетях живо обсудила видеоролик, на котором глава Государственной фискальной службы продемонстрировал узнаваемую манеру общения с подчиненной. Совсем уж клинический случай представляет глава Департамента противодействия наркопреступности Национальной полиции, вызывающе расхаживающий с пистолетом за поясом по вагонам поезда "ИнтерСити". Прокурорские, кого ни возьми, тоже очень характерные представители. Но чаще все бывает не так наглядно.
Интуитивно все понимают, что такое жлоб, и особых разъяснений тут не требуется. Все общества, пережившие массовый приток провинциалов в большие города, сталкивались с нахрапистыми и недалекими людьми, расчищающими себе место под неприветливым городским солнцем, наплевав на условности. Но жлоб — это ни в коем случае не провинциальный или сельский тип сам по себе, это тип агрессивно неинтеллигентный, он может быть вполне укоренен в городскую среду. Больше того, он в ней почти всегда доминирует.
"Жлобство — неотделимая черта ватничества, несогласных там просто агрессивно давят, как давили бы чужаков "на раене". И борясь с ватничеством, мы, соответственно, боремся и со жлобством, но пока больше с чужим. А жлоб ведь может быть и отчаянным патриотом"
И вот тут проблема: к жлобству большинство из нас довольно терпимо. Реагировать по-другому сложно, можно угробить все нервы, обращая внимание на каждый случай его проявления и кидаясь на борьбу и искоренение. С другой стороны, мы и себе, чего там, довольно многое позволяем. Последовательно интеллигентные люди, увы, довольно большая редкость. А уж во власти таких почти не держат, вернее, они туда практически не попадают. Зато пронырливое жлобье с развитыми адаптивными инстинктами чувствует себя в политике расчудесно. И это по-настоящему опасно.
Речь, собственно, о правящей элите, которая по качеству элитой не является. Шаблонное мышление, невежество, сосредоточенность на своих интересах и при этом высокое самомнение делают ее абсолютно не готовой к реагированию на нешаблонные ситуации, не говоря уже про исторические вызовы. Им якобы оттуда виднее просто потому, что они — там, в отличие от их критиков: жлобы очень чувствительны к иерархии, вип-жлобы — вдвойне.
Кстати, если хотите увидеть государство победившего жлобства, посмотрите на Россию. Условный "Тагил" там сейчас рулит, и именно его победа сделала возможной беспардонную кражу Крыма, попытку украсть еще пол-Украины и теперешнее хамство всему миру. Жлобство — неотделимая черта ватничества, несогласных там просто агрессивно давят, как давили бы чужаков "на раене". И борясь с ватничеством, мы, соответственно, боремся и со жлобством, но пока больше с чужим. А жлоб ведь может быть и отчаянным патриотом, они вообще предпочитают главным общественным тенденциям следовать, еще лучше — их оседлывать, как это делает, например, первый радикал страны, срывая аплодисменты нетребовательной жлобоватой публики.
Когда-то литературовед и диссидент Андрей Синявский сказал многажды с тех пор цитировавшиеся слова о том, что у него с советской властью разногласия эстетические. И нам бы свое эстетическое чувство следовало развивать и ему доверять. Как ни странно, не какие-то особые знания политической кухни, а именно это чувство позволяет делать самый точный политический выбор. Нужно быть покапризней в этом выборе. У жлобской Украины будущего нет.