Чуда не будет. Как Украина привыкла к Михеилу Саакашвили
Бывший грузинский президент год назад активно включился в украинскую политику, а теперь, похоже, остыл
В стране ощущается дефицит Михеила Саакашвили. Как только выяснилось, что Яценюку не быть премьером, сразу стало заметно тише. С декабря по март пошумели с угасающей амплитудой антикоррупционные форумы, решительные и бескомпромиссные, а потом перестали. Человек, который на одном языке регулярно разговаривает с бывшим грузинским президентом, Давид Сакварелидзе, сказал, что "Рух за очищення" свое дело сделал: "Премьер-министр сменился, меняется генпрокурор. То есть движение свое дело уже завершило".
Это, конечно, странно, ведь движение называлось не "Сменим премьера и прокурора", но интерес к нему со стороны лидера заметно пропал. Разговоры о создании партии остаются разговорами, хотя социологи и отдают несуществующему проекту высокие места в рейтингах. Саакашвили непривычно благодушен и почти неприметен, и единственная сколько-то заметная акция последнего времени — это объявленная им борьба с ореховой мафией. Дело нужное, однако на фоне созданных ожиданий масштабом не поражает. Ну вот регулярно еще главу ГФС Романа Насирова пинает. Так кто его не пинает.
Тут уместно вспомнить, что скоро исполнится год, как глава Одесской обладминистрации занимает свой пост, и сравнить тогдашние ожидания с нынешним отношением к грузинскому реформатору, согласившемуся впрячься в украинские государственные дела. Пожалуй, никаких особых ожиданий и не осталось. Конечно, если он развернет свой политический проект, желающие его поддержать найдутся, уже хотя бы потому, что остальные практически безнадежны. Но бежать за ним, задрав штаны, не будут: время удивляться и по-детски радоваться ушло, а когда оно было, Саакашвили не удивил.
"Многим казалось, что Михеил Саакашвили именно такой — лидер, политический фантазер, бунтарь и непоседа, но когда надо — жесткий волевой администратор, а нам ведь и администраторов таких не хватает, нам всех не хватает"
Прогнозов тогда хватало, многие расценили не самую завидную должность как трамплин для занятия позже премьерского места, и, похоже, сам Михеил Саакашвили не исключал такой возможности. Но вот премьер взамен нелюбимого им Яценюка назначен, в Одессу приехал с инспекцией, глава обладминистрации его всюду, как положено по чиновничьей традиции, с шутками-прибаутками сопровождает-показывает, и есть в этом что-то грустное.
Дело даже не в самом вдруг успокоившемся Саакашвили, хотя и в нем тоже, дело в том, что смелые, неожиданные решения — а его назначение было именно таким — в прошлом. По крайней мере, на какой-то обозримый период. Политическое болото снова затягивает ряской, несмотря на никуда не девшийся политический кризис. Люди из БПП, рассевшись по основным государственным должностям, вместе с ПП всеми силами делают вид, что стабильность и управляемость восстановлены. Это значит лишь, что выход из кризиса будет долгим и мучительным.
Тут бы и нужны яркие люди с амбициями и какими-то по-хорошему сумасшедшими проектами, чтобы шевелить, трясти засыпающую в совершенно не обоснованном самодовольстве власть, подключать к своим делам изголодавшуюся по настоящим лидерам общественность. И многим ведь казалось, что Михеил Саакашвили именно такой — лидер, политический фантазер, бунтарь и непоседа, но когда надо — жесткий волевой администратор, а нам ведь и администраторов таких не хватает, нам всех не хватает. То, что Украина заполучила такого политического рубаку, да еще со своей командой, было просто здорово, хотя и побаивались, что в силу характера он может пойти вразнос, столкнувшись с нашими порядками.
Ничего, вразнос не пошел. Но и рубаки-реформатора, в общем, нет. Конечно, он делает какие-то полезные вещи в Одесской области, за год поневоле что-то да и сделаешь. А чудес ждать от него перестали. Кажется, и он сам тоже.