Оглянись немного. Почему Украина обречена идти по правильному пути
Два с половиной года назад Украина выбрала правильный путь. И если не сходить с него, события и внутри страны, и за ее пределами будут развиваться правильно, что сейчас пусть медленно, но происходит
Не так давно меня поразил рассказ друга, вернувшегося из поездки к родителям в Крым. "Знаешь, — задумчиво сказал он, — а ведь там народ крепко "попустило". Денег нет, перспектив нет и даже самые "ватные" начинают понимать, что все случившееся — ошибка, что ничего хорошего не будет". Поразился я потому, что всего год назад, вернувшись оттуда, он рассказывал совсем другое. Нет, в том, что полуостров вернется, он был уверен и тогда. Но отпускал на это лет эдак 5–10, а то и больше. "Понимаешь, — объяснял он, — там сейчас эйфория. Ждут золотого дождя, пенсии и зарплаты бюджетников действительно выросли, а еще мост…" Всего за год ситуация кардинально поменялась.
Рассказ о Крыме я вспомнил на днях, читая итоговое коммюнике Варшавского саммита НАТО. Россия — агрессор, аннексия Крыма никогда не будет признана, Украина получит инструкторов, деньги и помощь. Читая все это, я поймал себя на мысли, что пару лет назад, на фоне "глубокой, но сдержанной озабоченности" членов Альянса, это все было для меня едва ли ни пределом мечтаний.
Находясь внутри происходящего, сложно воспринимать его объективно. Это как с детьми: если видишь их каждый день, кажется, что ничего не меняется. А стоит им на пару недель уехать в лагерь — и ты понимаешь, что за считаные дни ребенок вырос и повзрослел.
Временами этот эффект "погруженности", да еще на фоне вала негативных новостей, приводит к тому, что опускаются руки даже у самых успешных.
"Нам предстоит сделать гораздо больше, чем уже сделано. Но сделано все же немало — и чтобы не опускать руки, иногда стоит об этом вспоминать"
"Люди согласны жить в нищете, но не готовы нанять профессионала, который сделает их жизнь лучше", — пишет в Facebook Максим Нефьодов, имея в виду обсуждение зарплат госслужащих там же, в FB. Разочарование замминистра экономики, запустившего систему электронных госзакупок ProZorro, понятно — даже десятой части уже сэкономленных ею денег хватит, чтобы год платить зарплату всей команде Нефьодова и в придачу еще десятку самых высокооплачиваемых чиновников и наемных госменеджеров Украины. "Раньше я верил, что этот кризис доверия нужно перезапустить волонтерами, — продолжает замминистра. — Ну вот я пришел, полтора года работаю, люди увидят, что может быть новое качество государственного управления. Не видят. И никакие 2,2 млрд грн экономии для бюджета их не убеждают". Убеждают. И видят. Причем в случае с Нефьодовым и ProZorro — с огромной скоростью. Год назад о системе не знал никто, в мартовских соцопросах группы "Рейтинг" реформу госзакупок считали приоритетной только 1% украинцев, в июльском — уже 3%. При выборке примерно в 2,4 тыс. респондентов это означает, что весной о Нефьодове, его команде и ProZorro знали 24 человека, а сейчас их уже больше 70. В следующем году счет пойдет на сотни — просто потому, что система работает и с ней так или иначе сталкиваются все больше украинцев.
Я, собственно, вот к чему. Два с половиной года назад Украина выбрала правильный путь. И если не сходить с него, события и внутри страны, и за ее пределами будут развиваться правильно, что сейчас пусть медленно, но происходит. Да, нам предстоит сделать гораздо больше, чем уже сделано. Но сделано все же немало — и чтобы не опускать руки, иногда стоит об этом вспоминать.