Эхо войны. Могут ли разные взгляды на Волынскую трагедию поссорить Украину и Польшу
У Украины и Польши нет альтернативы дружбе и сотрудничеству и историческому диалогу. Однако это будет непросто
Этнический конфликт между поляками и украинцами в 1940-х годах польский сейм признал геноцидом поляков. Резолюция сейма не направлена против Украины как таковой, то есть не надо украинцам бояться, что Польша вдруг перестанет поддерживать современную Украину в вопросах Донбасса, Крыма, ЕС, отношений с Россией и так далее. С другой стороны, наши противоречия надо было разрешить уже давно. И поляки, и украинцы знали, что в отношении Волынской трагедии у нас разные мнения, но всем казалось, что лучше об этом не говорить, чтобы не создавать проблем. Однако не все так просто.
Дети жертв Волынской резни радикализировались из-за того, что чувствовали, будто польское государство о них забыло. Про эту трагедию очень редко говорили и во время ПНР, и после перемен 1989 года. Шаг за шагом внутри этого сообщества появились националисты, которые начинали говорить о том, что власти "предали" среду так называемых кресовяков, а после 2013 года возникли также какие-то пророссийские маргиналы. После выборов 2015 года правящая консервативная партия "Право и справедливость", опасаясь, что крайне правые заберут у них избирателей, решила порадовать наиболее радикальную часть своего электората и пересмотрела трактовку исторического конфликта. То есть тут сыграл свою роль внутриполитический фактор. Но надо сказать, что и среди польских историков нет каких-то серьезных сомнений в том, что Волынская резня, по сути, являлась геноцидом.
"Правящая консервативная партия "Право и справедливость" решила выполнить ожидания наиболее радикальной части своего электората и пересмотрела трактовку исторического конфликта"
Я не хочу советовать Украине, что делать, так как не чувствую, что имею на это право. Но могу сказать, что нам, полякам, крайне неприятно видеть героизацию некоторых лидеров ОУН или командиров УПА (я даже не имею в виду Бандеру, который тогда сидел в немецком лагере, но точно Шухевича, а особенно Клячкивского, которые отвечали за реализацию антипольской акции).
С этой точки зрения приветствую решение Порошенко возложить цветы к памятнику жертвам Волынской резни и предложить изменения в резолюцию Верховной Рады, в которой говорится, что статус героя борьбы за независимость не принадлежит тем, кто виноват в военных преступлениях. У нас нет альтернативы дружбе и сотрудничеству. Поэтому у нас нет альтернативы историческому диалогу. Однако это будет непросто. С одной стороны, политика Владимира Вятровича, главы Украинского института национальной памяти, который не учитывает чувствительность соседей по этому вопросу, с другой — наши политики, которые также могли бы, например, принять резолюцию в годовщину пацификации 30-х годов, с извинением за тогдашнюю позорную политику в отношении граждан украинской национальности. Было бы хорошо, если бы они пошли на такой жест, но в нынешних обстоятельствах не думаю, что пойдут.