Старая смена. Почему стало возможным убийство в Кривом Озере
Бывшую милицию сегодня называют новой полицией, но люди в ее рядах остались все те же
Когда мы проводили переаттестацию в Николаеве, там работало около десяти комиссий, и в каждую входили представители МВД. А переаттестация, кроме личного собеседования, допускает заочное рассмотрение, и выглядит это так: членам комиссии приносят документы сразу человек на тридцать и предлагают распределить, с кем встретиться, а кого переаттестовать заочно. В случае если по документам видно, что человек служит, например сержантом, и в "органах" числится не дольше двух-трех лет, сотрудники кадрового департамента МВД говорят: да пускай работает, давайте вызывать не будем, они молодые, еще не успели испортиться…
Все шестеро полицейских, на днях избивших до смерти человека в поселке Кривое Озеро Николаевской области, — от 1988-го до 1993 года рождения. Самые младшие из них университет внутренних дел закончили всего три-четыре года назад. Разумеется, сейчас поднимут документы по их переаттестации, уже, наверное, поднимают, чтобы выяснить, кто их переаттестовывал. Так вот, у меня большие сомнения в том, что они вообще были на собеседовании.
С помощью переаттестаций мы хотели из старой системы построить новую — не получилось
То есть велика вероятность, что члены комиссии ни одного из этих парней в глаза не видели. Кроме того, есть точная информация, что один из них был уволен, затем восстановился по суду. А другой вообще не входил в состав МВД и числился обычным водителем, хотя был почему-то в форме. И это, кстати, очень распространенная практика: люди занимают одни посты, а по факту выполняют совсем другие обязанности. Однажды на собеседование пришел следователь, все обязанности которого, как выяснилось, сводились к тому, чтобы возить начальника отдела. Мы его уволили за несоответствие занимаемой должности, а он по суду восстановился, опять же в качестве следователя.
Но проблема не только в том, что переаттестация оказалась по сути пустой формальностью. Обычно принято думать, что самые прожженные кадры в структурах — это какие-то серьезные люди, высшие чины вроде полковников. На самом деле коррумпированность и неадекватность не зависят от возраста. Это система. И люди шли на работу в милицию, сразу четко понимая, куда идут. Кроме того, уровень образования в милицейских вузах, в академиях МВД — Львовской, Харьковской, Запорожской, Киевской — очень низкий. Типичная картина: приходит на собеседование молодой специалист, который выпустился всего год назад, мы задаем ему базовые вопросы по Конституции — например, кто является носителем власти, — он не знает. Спрашиваем, какая была тема его диплома — не помнит, в какой плоскости лежало исследование — молчит. А потом признается, что они толком и не учились, а дипломная работа стоила $500. Произошедшее в Кривом Озере — следствие всех этих факторов.
И, если честно, я не знаю, каким может быть выход из нынешней ситуации. С помощью переаттестаций мы хотели из старой системы построить новую — не получилось. Видимо, надо строить не на базе старой, а параллельно, как это было с патрульной полицией: с нуля набирать, обучать, а потом или интегрировать, или заменять новой структурой старую. И лучше, пожалуй, второй вариант, чтобы не закончилось тем, что происходит сейчас с теми же патрульными, которых нынешней осенью хотят переподчинить главку, райотделам. У меня немало знакомых в патрульной полиции, и большинство из них уволится сразу после того как это произойдет. Потому что они уверены: как только ими начнут командовать, по сути, старые сотрудники милиции, всех наиболее инициативных — тех, кто не берет взяток, кто действительно пришел что-то менять в стране, — просто сожрут.
С другой стороны, я не думаю, что даже если бы у тех парней, причастных к убийству в Кривом Озере, вдруг появилось нормальное руководство, они сразу взяли бы и стали хорошими. Недостаточно перемен только сверху или только снизу, обновлять нужно всю систему — и начальство, и рядовых сотрудников.