Сказать "нет". Отчего стране не хватает людей-надежд
Смена главы президентской администрации не стала сенсацией: нас давно не удивляли интересными кадровыми решениями
В своей книге "Четвертая республика", которую, еще будучи главой президентской администрации, успел издать и широко презентовать Борис Ложкин, он вспоминает, как спросил у Джонатана Пауэлла, руководившего аппаратом Тони Блэра, каким главным качеством должен обладать человек, занимающий такой пост.
— Он должен уметь говорить "нет", — ответил Пауэлл.
Красиво, афористично и как бы заранее отвечает на вопрос об уходе Бориса Евгеньевича: устал говорить "нет".
Еще в книге много добрых слов о так называемом "спецназе реформ" — технократах из бизнеса, как правило, иностранцах, пришедших работать в украинское правительство эдакой штурмовой группой и обладающих другим менталитетом, чем украинские чиновники. Очевидно, что Ложкин ставил себе в заслугу приход этих людей. Но где они — Абромавичус, Яресько, Квиташвили, Пивоварский? Да и сам глава Администрации, выдернутый в июне 2014 года своим бывшим бизнес-партнером из поездки по израильской пустыне, чтобы стране послужить, чем-то особенно ярким за два года работы не запомнился. Допустим, это была тихая полезность.
Своего преемника Игоря Райнина Ложкин представил как "вдумчивого бюрократа". Согласитесь, большой контраст со звучным "спецназом реформ", и комплимент увидеть тут сложно, даже если бюрократ "в лучшем смысле". Но, видимо, требовался именно такой, такого и нашли. Вопрос о том, как у него обстоит дело с умением говорить "нет", даже не возникает, не тот формат.
"По мере того как военные проблемы уходят из фокуса внимания, увеличивается количество вопросов по организации мирной жизни, и тут спецназ не спецназ, а мощные и убедительные фигуры требуются. Пока же тусклость все больше забивает надежду"
Эта постепенная смена формата настораживает. По мере того как военные проблемы уходят из фокуса внимания, увеличивается количество вопросов по организации мирной жизни, и тут спецназ не спецназ, а мощные и убедительные фигуры требуются. Пока же тусклость все больше забивает надежду. Реформы в принципе предполагают яркость, серые люди не проводят реформ. Но где они, эти новые люди-надежды?
Дефицит кадров таков, что и Арсений Яценюк, несмотря на качество бывшего премьера и уверенность части населения, будто он прячется в Соединенных Штатах от уголовного преследования в Украине за якобы многомиллиардные кражи, продолжает участвовать в стратегических заседаниях у президента. И Борис Ложкин никуда не денется, инвестициями займется. А новых, если и подтягивают, то вот таких — вдумчивых и незаметных.
Ложкинскую книжку можно запросто не читать, это далеко не прорывное чтиво, но она хотя бы помещает происходящее в стране в какой-то более широкий контекст, временной, смысловой и пространственный. Это то, чего сейчас не хватает категорически — ответов на вопрос "А что же дальше?". Пусть разных, противоречивых и не всегда последовательных. Чтобы отвечать на такие вопросы, нужны люди соответствующего склада ума и характера. Это посложнее, чем выбирать между "да" и "нет", реагируя на позицию начальства.