Добровольно-принудительно. Что будет делать Дональд Трамп на посту главы государства
Слив компромата на избранного президента США дал возможность хотя бы отчасти спрогнозировать его внешнюю политику
20 января состоится инаугурация 45-го президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа. Эксцентричный бизнесмен и новичок в политике, сегодня он кажется весьма непредсказуемым в своих действиях. Причем в международных делах — еще в большей степени, чем во внутренних.
Одна из причин этой неопределенности — непоследовательность Трампа в высказываниях. Кроме того, неизвестно, как он будет взаимодействовать с другими органами власти. Но есть некоторые факторы, которые могут повлиять на международную политику нового президента — и, следовательно, помочь нам хотя бы частично ее предсказать.
Не исключено, что одним из них станет недавно опубликованный CNN скандальный отчет относительно связей Дональда Трампа с Россией. Если вкратце, в материале, на котором стоит гриф "конфиденциально", утверждается, что у РФ есть серьезный компромат на новоизбранного президента, в частности, включающий информацию интимного характера. Также речь идет о том, что осенний "слив" переписки политиков из Демократической партии через Wikileaks организовала именно Россия, предоставив нужные материалы.
Сам Трамп назвал отчет ложью, его сторонники разделяют эту точку зрения; многие СМИ также довольно критически отнеслись к правдивости обнародованных материалов. Но вопрос в том, окажет ли эта публикация влияние на политику Трампа на президентском посту.
По данным из отчета, в обмен на "слив" переписки демократов, ударивший по рейтингу Хиллари Клинтон, Трамп обязался не заострять в ходе своей кампании вопрос Украины. А главной целью поддержки Трампа с точки зрения Кремля источники называют разрушение трансатлантического единства, то есть ослабление связей между США и Европой. Русские оценивают Трампа как кандидата, противостоящего западному политическому истеблишменту в важных для России вопросах — прежде всего касающихся антироссийских санкций. Кремль считает, что этот вопрос с новым президентом США можно будет решить путем деловых переговоров. В свою очередь, если санкции отменят Штаты, крайне маловероятно, что их сможет продлить ЕС.
"Как только в медиа появилась информация, что первым международным визитом Трампа станет встреча с Путиным в Рейкьявике, представители новоизбранного президента поспешили ее опровергнуть, чтобы избежать подозрений"
Кроме того, Трамп выступает против крупных торговых соглашений с участием США. Усиление связей Штатов как со странами Тихоокеанского региона (в частности, Японией), так и с ЕС, и неизбежное в результате подписания этих соглашений усиление мирового экономического влияния США, безусловно, было бы не в интересах Москвы. Так что позиция Трампа в этом отношении определенно устраивает Кремль.
Вполне вероятно, позиция эта определена другими скрытыми интересами новоизбранного президента и его команды — в частности, связанными с геополитическим соперником Японии, Китаем. И действительно, по информации NPR, с 2008 года компания Трампа, занимающаяся отельным бизнесом, присутствует в Китае, а один из топ-менеджеров компании в этом году заявил, что в ближайшие годы в этой стране будут построены несколько десятков Trump Hotels. Кроме того, Трамп вложил сотни миллионов долларов в китайские банки. Отчет говорит, что "слив" относительно Хиллари был нужен Трампу, чтобы прикрыться от обвинений, связанных с его коррупционными схемами с участием китайской стороны.
Собственно, эта часть отчета едва ли не наиболее правдоподобна; в целом, текст "слива" наполнен информацией, полученной от неизвестных источников, иТрамп, которого в ходе кампании многократно обвиняли во лжи, теперь во время пресс-конференции называет лжецами CNN.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что, несмотря на бодрость Трампа перед камерами, публикация отчета, в правдивость которого многие американцы все же готовы поверить, возымела на него негативное влияние. Прежде всего она уменьшила поле приемлемых политических решений. Так, как только в медиа появилась информация, что первым международным визитом Трампа станет встреча с Путиным в Рейкьявике, представители новоизбранного президента поспешили ее опровергнуть, чтобы избежать подозрений. Вполне возможно, та же самая участь, по крайней мере, в ближайшее время, ждет вопрос санкций против России: их снятие сейчас вызвало бы слишком много вопросов.
"Жесткая критика членов НАТО, не выполняющих свои обязательства по затратам на оборону, вызывают тревогу и сомнения в будущем Альянса"
Кроме того, в команде Трампа будут важные фигуры, жестко критикующие Россию как агрессора и угрозу для США: министр обороны Маттис и глава ЦРУ Помпео. В отношении же Китая у Трампа и его команды разногласий нет: официально они все видят в КНР одну из ключевых угроз для США. В свете обвинений Трампа в коррупционных связях с китайцами не исключено, что и без того весьма жесткая риторика и беспрецедентные символические шаги, такие как проведенный впервые за десятилетия разговор с президентом Тайваня, — станут еще жестче, с тем, чтобы доказать беспочвенность обвинений, выдвинутых в отчете.
Что же касается трансатлантических отношений, то поддержка "брекзита", критика миграционной политики Меркель и Евросоюза в целом подводят к выводу, что Трамп действительно будет значительно меньше внимания уделять Европе, чем его предшественники. А жесткая критика членов НАТО, не выполняющих свои обязательства по затратам на оборону, вызывают тревогу и сомнения в будущем Альянса.
Безусловно, юридического развала НАТО ждать не следует. Но если Штаты вновь сократят свое военное присутствие в Европе, в воздухе повиснет вопрос: готовы ли будут США начать полномасштабный конфликт в случае нападения на одну из стран-членов, скажем, на одно из балтийских государств? С другой стороны, не исключено, что Трамп-президент откажется от резких изменений политики в отношении Европы, чтобы не всколыхнуть внутрипартийную оппозицию.
Как бы то ни было, нужно понимать, что Трамп, с его смесью эксцентричности, неопытности и бизнес-подхода в политических делах, действительно нетипичный лидер. Нам еще только предстоит узнать, какой будет его внешняя политика в действительности; выше описаны лишь общие ожидаемые тренды.