Демократия в действии. Что такое бюджет участия и как его внедряют в Украине

Местные власти начинают активно финансировать развитие проектов, предложенных горожанами

Фото: Hotway
Фото: Hotway

Гражданский механизм под названием "бюджет участия" был придуман в 1980-х в Бразилии. Суть его состояла в следующем: городские власти выделяют из бюджета определенную долю и предоставляют горожанам самим решить, на какие проекты потратить эти деньги. По сути — прямая демократия в действии.

За прошедшие годы этот инструмент с различными локальными вариациями был реализован во многих городах. В основном в развивающихся странах, но не только. Например, своя система бюджета участия существует в Нью-Йорке и Париже. Очень популярен этот механизм в Польше.

А в последние пару лет бюджет участия стал растущим трендом и в нашей стране. Главная причина этого — появление большого количества социально активных людей, которые хотят понимать, на что тратятся перечисленные ими налоги, и непосредственно влиять на распределение этих средств.

Как организация, которая нацелена на проекты в сфере гражданских инноваций, мы также решили принять участие в этом процессе. Вместе с IBSER в 2016 году SocialBoost получил грант от USAID на разработку и внедрение платформы "Громадський проект", которая автоматизирует все бизнес-процессы, связанные с бюджетом участия. В настоящий момент к системе подключено уже 15 городов. Как она работает?

После того как городские власти выделяют определенную часть бюджета под данный процесс, любой неравнодушный человек может подать заявку на реализацию проекта, связанного с улучшением жизни в городе.

После сбора заявок, специальная комиссия, созданная чиновниками и представителями общественности, проверит техническую возможность их реализации. Часть проектов придется отклонить. В некоторых случаях авторам помогут в доработке.

Следующий этап — публичное голосование. Сделать это можно на сайте "Громадський проект", воспользовавшись системой BankID, электронной цифровой подписью, карточкой жителя города (как то Карточка киевлянина или львовянина), в некоторых случая просто загрузив онлайн скан-копию паспорта либо придя в ЦНАП.

Завершающая стадия — реализация проектов-победителей.

"Данные, полученные в ходе подачи заявок и голосования, могут многое рассказать о проблемах города тем, кто им управляет"

Запустить этот процесс достаточно просто. Активизация системы городу ничего не будет стоить. Местным властям нужно только принять Положение о бюджете участия и предусмотреть в годовом бюджете небольшую долю на реализацию проектов, поданных жителями. С остальным мы поможем — с технической поддержкой, обучением, даже с маркетингом и промо. Было бы желание. А желание сегодня есть и очень большое.

Многие города запускают процесс бюджета участия самостоятельно. Некоторые хотят перейти на нашу систему, потому что видят, насколько она гибкая и насколько удобно реализована. Однако тренд настолько сильный, что мы не успеваем отвечать на все заявки. В очереди на 2017-й у нас 45 городов. Сможем подключить только 30. Так что, вероятно, придется кому-то отказывать.

Но даже при таких ограничениях в настоящее время "Громадський проект" — самая масштабная и функциональная система бюджета участия в Украине. Платформа позволяет вести единую базу всех городов и проектов, авторов и голосующих, а впоследствии использовать эти данные при бюджетном планировании. Например, данные о вовлеченности горожан и городских приоритетах. Во Львове уникальные посетители сайта "Громадський проект" составили 15% населения города (около 105 тыс. человек). Это очень высокий показатель. При этом в проектах лидирует категория "спорт", что при такой посещаемости можно считать достаточно репрезентативной картиной. Очень вовлечены киевляне. В Киеве 50 тыс. человек проголосовали за проекты, создаются инициативные группы. Также в 2017 году будет сформирована гражданская бюджетная комиссия для контроля за реализацией и оценкой проектов городом. И это очень здорово.

В прошлом году на бюджет участия столица выделила 50 млн грн. В 2017-м будет 100 млн. Но рекорд страны может поставить Одесса, которая анонсировала выделение 150 млн грн. Впрочем, более адекватный показатель, по нашему мнению, получается при пересчете на 100 тысяч городского населения. И вот здесь уже лидирует Ровно, где власти на бюджет участия выделили 10 млн грн.

Fullscreen

Отчасти эти цифры можно рассматривать как индикатор доверия чиновников к жителям. Однако давайте сделаем скидку на то, что система работает первый год. Например, в Хмельницком, который выделил 500 тыс. грн, власти сказали так: "Мы проводим процесс первый пробный год. Надеемся на активность граждан и качественные проекты. Если это будет так, через год бюджет участия может быть увеличен". Поэтому нам кажется, что главное сейчас — не цифры, а движение навстречу друг другу власти и горожан. В конечном счете слишком высокой доля бюджета участия не станет. По зарубежному опыту это где-то 2-3% общего бюджета города. В Париже — 5%. И это естественно, потому что большая часть средств должна распределяться компетентными людьми.

Какие проекты подаются? Во Львове сделано более 250 заявок, за которые проголосовали в общей сложности около 21 тыс. человек. Из них более 30% связаны со сферой спорта. Предлагали отремонтировать спортплощадки, построить современный скейт-парк, устроить уличные тренажеры. В Киеве — 497 проектов и 50 тыс. голосующих, лидирует сфера образования. В целом это очень хорошие результаты для первого года.

В Мелитополе и Черновцах много проектов связаны с коммунальным хозяйством: ремонт территории возле подъезда, строительство детской площадки, обустройство "колясочного паркинга" для мам.

"Во Львове сделано более 250 заявок, из них более 30% связаны со сферой спорта. В Киеве — 497 проектов, лидирует сфера образования"

Один из самых оригинальных проектов Краматорска — создание сенсорной комнаты, в которой человек взаимодействует с пространством через звуки, цвета, тактильные ощущения. Пребывание внутри полезно для нервной системы, помогает забыть о негативных событиях, взглянуть на мир по-новому. 50% краматорских проектов нацелены на улучшение школьной инфраструктуры города, и это вполне объяснимо: пока не удовлетворены базовые потребности горожан в элементарной инфраструктуре, трудно ожидать от активистов массовых заявок на проведение фестивалей и обустройство музеев.

Сигнал для чиновников? Несомненно. Данные, полученные в ходе подачи заявок и голосования, могут многое рассказать о проблемах города тем, кто им управляет. С другой стороны, люди, вовлеченные в процесс, получают знания о формировании бюджета города, объединяются вокруг общих проблем и берут ответственность за происходящее на себя. Ну а мы верим, что увеличить количество сознательных граждан можно с помощью гражданских и государственных инноваций и информационных технологий.