Россия — Беларусь: игры на "красной линии"

Кризис в отношениях Лукашенко и Путина отразится на ситуации в Восточной Европе

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Споры между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным за долгие годы их президентских полномочий вспыхивали не раз. Но нынешний конфликт выбивается из этого ряда. Нефтегазовый спор, бойкотирование подписания Таможенного кодекса ЕврАзЭС, восстановление Россией пограничных зон взамен прозрачной разграничительной линии — все это признаки серьезного кризиса отношений, способного повлиять на развитие ситуации в Восточной Европе.

В основе кризиса — очень разное понимание сторонами самого слова "интеграция". Александр Лукашенко понимает ее как объединение равных партнеров, которые соблюдают собственные интересы, сохраняют свободу действий во внутренней политике и координируют между собой внешнюю. "Евразийская империя" Путина предполагает вассальное подчинение "союзников", которые и союзниками-то называются лишь ради сохранения своего лица.

Разница экономических моделей России и Беларуси определяет пределы их экономической интеграции. Экстенсивно развивающаяся российская олигархическая экономика — сырьевая и постоянно требует приобретения новых активов. В то время как белорусский "государственный капитализм" ориентирован на интенсивное развитие предприятий, требует новых технологий и "длинных стратегий". Рано или поздно эта нестыковка должна была сделать дальнейшую экономическую интеграцию невозможной. И, похоже, этот момент настал.

Однако самое болезненное противоречие — в вопросе безопасности. Лукашенко видит союз с Россией исключительно оборонительным. Он прекрасно понимает опасность размещения российских войск на территории Беларуси: это разрушит и без того небезоблачные отношения Минска с Западом. В то же время у Кремля в последние три года резко изменились и амбиции, и риторика, и практика. И от решительных действий его удерживает только понимание, что любая силовая акция против Беларуси приведет к полной международной изоляции России и быстрой консолидации Европы против общего врага.

Таким образом, объективные предпосылки для конфликта есть, и резонансное выступление Лукашенко всего лишь вывело его в публичную плоскость. Пока что просматриваются два сценария развития событий. Первый — "союзнический", при котором Кремль действительно начинает рассматривать Беларусь как партнера и сможет доверить Минску безопасность своих западных границ. В этом случае Путин отказывается от милитаризации Беларуси, ограничившись поставками российской военной техники, а Лукашенко сохраняет достаточную степень независимости внешнеполитического курса и будет демонстрировать Западу способность сдерживать милитаристские стремления России.

"Украина должна начать выстраивать системные отношения с Минском"

Второй сценарий — "имперский", в рамках которого Кремль будет и дальше рассматривать Беларусь как вассала и требовать тотального подчинения. В этом случае кризис может развиться в открытое политическое противостояния Минска и Москвы и закончиться ослаблением режима Лукашенко и даже его сменой. С результатом в виде усиления западной группы войск РФ за счет тотального контроля над во­оруженными силами Беларуси.

Какой сценарий более приемлем для Украины? Разумеется, большой соблазн направить ситуацию в конфликтное русло. Ведь тогда Украина получает еще одного союзника в противостоянии с Кремлем. Отсюда восторженное восприятие украинцами последних заявлений Лукашенко.

Однако ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь если пресловутое союзное государство рухнет, а Россия начнет гибридную агрессию в Беларуси, Украина окажется перед реальной необходимостью открыть "второй фронт". С первых минут агрессии мы автоматически попадем в зону поражения российских ракет, а ресурсов армии на оборону и донецкого, и черниговского направления одновременно явно недостаточно.

Поэтому сегодня мы должны думать не о том, чтобы провоцировать и углублять этот конфликт. А о том, как мы можем помочь Минску выйти из кризиса. Лукашенко как партнер России, способный сдерживать ее агрессивные амбиции, для Украины сегодня более приемлем, чем Лукашенко, бросающий России серьезный вызов. Как бы парадоксально это ни звучало.

Разумеется, возможности влияния Украины на ситуацию ограничены: все "ключи" от ее разрешения находятся в Кремле. Нам будет достаточно одного: начать выстраивать системные и внятные отношения с Минском. Которые отвечали бы нашим интересам и минимизировали угрозы безопасности. А в идеале — наконец-то разработать стратегию отношений с ближайшими соседями, которая позволяла бы нам дружить не "против кого-то", а "ради чего-то".